Аэропорт Алдан
Меню сайта


Для нас важно
Достаточно ли, на ваш взгляд, информации об Алдане в Интернете?
Всего ответов: 12


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Добро пожаловать, Гость · RSS 28.06.2017, 07:28

Аэропорт Алдан


Аэропорт Алдан. 2011 г.

Первая воздушная трасса на Алдан была проложена 31 августа 1929 г., когда одномоторный гидросамолёт «Юнкерс – W 33» СССР-177, управляемый легендарным лётчиком Маврикием Трофимовичем Слепнёвым, ставшим впоследствии Героем Советского Союза, и бортмехаником Фабио Бруновичем Фарихом, пролетев над приисками, сел на воду близ Томмота. На борту, помимо экипажа, находились два пассажира. Общее время, затраченное на перелёт от Якутска до Томмота, составило 5 часов 50 минут.

В 1931 г. началось регулярное воздушное сообщение между Якутском и Алданом. В зимнее время для посадки самолётов оборудовались площадки на льду, летом прилетали только гидросамолёты, которые садились на воду реки Алдан в черте Томмота, где вскоре был построен первый небольшой аэродром для приёма самолётов на колёсном шасси.

Летом 1935 г. в Алдане была сооружена взлётно-посадочная площадка, и уже 15 ноября того же года здесь приземлился первый самолёт Р-5. Экипаж в составе лётчика Аркадия Романова, бортмеханика Михаила Тулупова и моториста Михаила Кириллова в ту первую зиму сделал около 100 рейсов, доставив на Алдан 20 тонн груза и 96 пассажиров.

Ещё одной отличительной чертой того времени стала открытая в Алдане в 1936 г. планерная школа, руководил которой Леонид Лакиза, и в которой обучалось 18 юношей. Зимой проходили теорию, а в июле на собственноручно собранном планере планировали с вершины Радиогоры над городом, а долетая до улицы Октябрьской, разворачивались и опускались на совхозные поля. В числе первых курсантов, а затем и первых рабочих аэропорта был Вениамин Степанович Флусов, - сын Степана Игнатьевича Флусова, одного из первооткрывателей золота на Алдане. Впоследствии он стал отважным лётчиком-истребителем, прошёл всю Великую Отечественную войну, за боевые операции в воздухе был награждён орденами и медалями. После войны он также успел поработать начальником Алданского аэропорта.

В 1942 г. в Алдане общими усилиями была построена взлётно-посадочная полоса и небольшой аэропорт в Чагде, что позволило принимать в Якутии тяжёлые военные самолеты. Осуществлялись регулярные рейсы Алдан – Якутск. Первые полёты проводились на самолётах типа Р-5, ПС-7, Г-2 с двигателями водяного охлаждения; позднее появились ЛИ-2, АН-2, ИЛ-14, ЯК-40.


Аэропорт. 1960-е гг.


С 1962 г. начался новый этап в развитии инженерно-авиационной службы (ИАС) аэропорта Алдан. Здесь базировалась эскадрилья вертолётов Ми-4 и Ми-1; а в следующем, 1963 г., сюда также перебазировался 197-й объединённый авиаотряд из Олёкминска. В апреле 1964 г. на базе ИАС были созданы линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ). В 1966 г. было сдано в эксплуатацию административное здание ЛЭРМ, где разместилось руководство, лётный отряд и техкласс. В марте 1968 г. на базе ЛЭРМ была создана авиационно-техническая база (АТБ), начальником которой был утверждён Д.С. Эугаев.


Колонна авиаторов на Первомайской демонстрации. Алдан, 1972 г.


В начале 1970-х гг. личный состав осваивал новую авиационную технику - вертолёты Ми-8 и самолёты Ил-14. В 1977 г. появился самолёт Л-410, проходивший опытную эксплуатацию в условиях Крайнего Севера.

На 1970-1980 гг. пришёлся расцвет Алданского аэропорта. Было установлено воздушное сообщение с Читой, Хабаровском, Иркутском, Благовещенском, Тындой, Владивостоком. Экипажи самолётов и вертолётов, базировавшиеся в Алдане, перевозили пожарных на тушение лесных пожаров, медиков в отдалённые посёлки, облетали оленеводческие бригады, лесные угодья, доставляли грузы геологам и старателям, принимали активное участие в строительстве БАМа, разведке и обустройстве газопромыслов в Тюменской области. В районе аэропорта возводилось капитальное жильё, действовал профилакторий, санитарная часть, спортзал и клуб. Дети авиаторов ходили в собственный детский сад.

C 2004 г. аэропорт вошёл в состав ГУП «Дирекция аэропортов РС (Я)», с 2007 г. является филиалом федерального казённого предприятия (ФКП) «Аэропорты Севера». Здесь продолжают развивать производственно-техническую базу; коллектив авиационных специалистов способен решать практически все вопросы, связанные с эксплуатацией самолётов Як-40, Л-410, Ан-2 и вертолётов Ми-8.

__________________

За последние годы коллектив сократился в 30 раз. Сегодня в нём около 40 человек, в основном, это люди среднего и старшего возраста. Рейс по маршруту Якутск – Алдан – Якутск выполняется раз в неделю, бывают сбои. Дороговизна билетов и нерегулярность выполнения рейсов не способствуют притоку пассажиров.

Переживает реорганизацию и, как следствие, сокращение кадров, и коллектив Алданского отделения «Авиации Северо-Восточной Сибири». Здесь всего 4 диспетчера, их рабочий график - с 8 до 17 часов, с выходными по субботам и воскресениям.

Аэропорт в Чагде также утратил своё былое величие и превратился в простую лётную площадку, для обслуживания которой не нужен штат работников, а самолёт посадить может экипаж. Рейсы сюда выполняются раз в год.

______________________

Подготовлено на основе книги «Алданский улус: История. Культура. Фольклор» (Якутск: Бичик, 2004),
странички с официального сайта ФКП «Аэропорты Севера», посвящённой Алданскому филиалу предприятия,
выпусков газеты «Алданский рабочий» - от 15 июня 2011 и от 13 августа 2010
с привлечением ряда других источников.
Иллюстрации – в т.ч. из альбома «80 лет Алдану», который в Сети располагается по адресу http://aldangold.narod.ru/80.htm

Подробнее про первый гидросамолёт над Алданом написано в главе «Алданская экспедиция» книги Фабио Фариха и Игоря Даксергофа «Над снегами», с которой можно ознакомиться здесь.

Вся книга в электронном варианте доступна, к примеру, по следующему адресу: http://knigosite.ru/library/books/80971


______________________

Открытие гидролинии Якутск – Незаметный


© 2010-2016 Aldanweb 16+
Сайт управляется системой uCoz