Дмитрий Швецов: «Не успокоюсь, пока не сыграю с симфоническим оркестром!»
Меню сайта


Для нас важно
Радио, которое вы слушаете, это...
Всего ответов: 3


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Добро пожаловать, Гость · RSS 27.06.2017, 00:29

Дмитрий Швецов: «Не успокоюсь, пока не сыграю с симфоническим оркестром!»


   Солист Государственного концертного оркестра Якутии, артист республиканской Госфилармонии Дмитрий Швецов с огромным успехом выступил в Вашингтоне. В столице Америки у него состоялся сольный концерт в сопровождении коллектива П. Трофименко «American Balalaika Symphony». Событие и для музыканта, и для нашего города незаурядное. После возращения мы попросили Дмитрия рассказать о поездке. Артист пожаловался, что буквально «потерялся» во времени, потому что пришлось несколько раз поменять часовые пояса.

- Дмитрий, расскажите, как эта поездка состоялась?
   - С Петром Трофименко, руководителем коллектива «American Balalaika Symphony» нам помог познакомиться Андрей Александрович Горбачев. Напомню, что Андрей Александрович считается сегодня лучшим балалаечником мира, несколько лет назад он приезжал в Алдан. Списались с Петром по Интернету, он пригласил выступить со своим оркестром. Этот проект был включен в программу II фестиваля «Северное сияние», который проходит осенью в Якутске. В столицу республики в течение двух недель приезжают лучшие профессиональные музыкальные коллективы со всего мира, чтобы представить свое творчество. А я, получилось, наоборот, отправился за пределы страны.
   - Что собой представляет коллектив, с которым вы выступали?
   - Петр после окончания Киевской консерватории эмигрировал в Америку, здесь создал этот коллектив. Но для музыкантов оркестра это не основная работа. Музыкой они занимаются в свободное время, приходят по вечерам на репетиции. Однако коллектив отнюдь не любительский, потому что все музыканты в нем со специальным образованием. Есть среди них наши бывшие соотечественники, украинцы, белорусы, даже из Казахстана кто-то есть, но большинство все-таки американцы, всего в составе около 50 человек. Занимаются своим делом целеустремленно, болеют за него, им это очень нравится.
   - А кто были слушатели на вашем концерте - бывшие русские или местное население?
   - Для меня было удивительно, что после концерта там не принято сразу уходить, люди поднимаются на сцену, подходят к артистам, просят сфотографироваться, могут взять в руки инструменты, даже попробовать поиграть. Так что вскоре после выступления на сцене оказалась буквально половина зала. Среди них было много и эмигрантов, и местных, коренных американцев. Мне даже показалось, что американцев было больше.
   И принимали великолепно, публика очень отзывчивая, открытая. Зрителям не нужно было «раскачиваться», сразу, с первого номера были готовы воспринимать музыку и бурно реагировали на каждый номер. К тому же, дирижер сам вел концерт с шутками, в непринужденной форме. Такое неформальное поведение и публику расслабляет, и исполнителям становится проще играть.
   Концертный зал центра искусств Рэйчел М. Шлезингер находится в одном из районов Вашингтона, даже, как оказалось, в другом штате, так как город расположен сразу в трех штатах.
   Зал был полон. Вмещает он около 1000 человек, мне показалось, что он просто огромный, и сцена большая, аппаратура - суперсовременная, отличный звукооператор. Как правило, зал здесь всегда битком, а 2-3 свободных места в партере воспринимаются почти как трагедия.
   - Все же какие самые большие впечатления от поездки?
   - Они остались после концерта, когда зрители встали и долго аплодировали. Вообще, принимали каждый номер очень хорошо. Обычно как бывает: номер отыграл, кланяешься, ждешь, когда аплодисменты затихают, и уходишь за кулисы готовиться к следующему. А здесь они не то что не умолкали, а, кажется, даже наоборот, с нарастанием продолжались.
   Конечно, интересно было посмотреть, как живут люди. Скажу, что там абсолютно другой мир, другие отношения. Спокойно, нет суеты, присущей большим городам. Почти нет преступности, люди не закрывают машины, когда ставят их на стоянку перед магазином, например, дома не замыкают на ключ. Потому что знают, что везде камеры видеонаблюдения, преступников тут же найдут и сроки тюремные серьезные. Очень уважительное отношение к полицейским. Вообще, люди вежливые, терпеливые, на дорогах никто никого не подрезает, хотя, конечно, в часы пик трудно передвигаться.
   Основные места туристического паломничества я увидел: Капитолий, мемориал Линкольна, мемориал Рейгана, стелу Вашингтона, прошел по аллее, ведущей к Белому дому. Все музеи работают бесплатно, был в знаменитом Музее естественной истории.
   - В СМИ прошла информация, что Вы сразу же получили приглашение выступить с оркестром еще раз.
   - Да, в январе. В это же время Петр Трофименко приглашает Андрея Горбачева, может, у нас получится сыграть там вместе. Я написал Андрею Александровичу, он с радостью принял предложение.
   - Вы исполняете на балалайке мелодию из фильма «Миссия невыполнима». Продемонстрировали этот номер американской публике?
   - Нет, у меня была академическая программа - русская народная музыка, оригинальные произведения («Концерт для балалайки с оркестром в трех частях» - на народной основе. Меня попросил исполнить ее Петр Трофименко, так как хотел бы со своими музыкантами попробовать исполнить то, что они еще не играли), эстрадная, свою Импровизацию на тему Н. Паганини сыграл, после которой меня тоже не хотели отпускать, и музыканты ее оценили, что было очень приятно.
   Концерт был в двух отделениях, и после перерыва зрительские ряды не поредели. Это приятно удивило. Петр сказал потом, что я был первым, кто сыграл полностью концерт, никто с ними так долго не играл. Обычно солист играет 5-6 номеров, затем исполняет программу оркестр и т. д. У меня оркестр только открыл концерт своим номером.
   - Какие еще есть дерзкие мечты?
   - Я хочу сыграть с симфоническим оркестром. И это обязательно случится, просто вопрос времени. В Европу я пока не рвусь, а вот в Японии хотелось бы снова выступить, там сильный оркестр. В Америке практически в каждом городе есть такие музыкальные коллективы, в Канаде. Мне вообще хочется поддерживать как можно больше творческих контактов, не «зацикливаться» на чем-то одном.
   Репертуар для балалайки с симфоническим оркестром существует давно. Первое произведение было написано уже в 30-е годы прошлого столетия! И сейчас этим занимаются и отечественные, и западные композиторы. В то же время сами музыканты не знают, что может балалайка. Заслужить признание скрипачей вообще непросто, и это означает, что ты достиг самого-самого высокого уровня. Не успокоюсь в своем творчестве, пока не сделаю это.
   И можно сказать, что процесс пошел - уже договорились с Хабаровским и Иркутским оркестрами, выступления состоятся в этом сезоне.
   - А каковы планы на ближайшую перспективу?
   - Планируется выступление в Москве в марте будущего года, в концерте будет участвовать и наш унисон балалаечников. С 23 по 27 марта в Иркутске пройдут концерты с их симфоническим оркестром. А в мае - выступление в Хабаровске.
   С нашим ансамблем балалаечников у меня тоже много перспектив. Этот коллектив уже хорошо себя зарекомендовал, скажу больше, уверен, что ребята могут конкурировать со столичными музыкантами по своему исполнительскому уровню. Поступают предложения отовсюду, много работаем по Якутии. Сейчас у нас просто авральный режим, скоро концерты в Москве и Петербурге, разучиваем новую программу.
   - Что труднее - быть исполнителем или педагогом?
   - Педагогом быть сложнее, по крайней мере, мне. Здесь чревато малейшее упущение, что-то оставишь без внимания, и все - рука не так встала, посадка не та. А потом исправить это в сто раз труднее, чем научить.
   В унисоне все ребята прошли через мой класс, двое и сейчас еще студенты. Главное - у нас есть взаимопонимание. Никому с начала объяснять какие-то элементарные вещи не нужно. К тому же, они знают, как я требую. Признаюсь, я немного жесткий в работе. Могу повысить голос, могу выгнать, могу ругаться. Они это терпеливо переносят. То есть сознательно пошли на сотрудничество со мной. (Смеется)
   - Как родилась идея исполнять современные саунд-треки на балалайке?
   - Нас попросили сыграть на одном из городских праздников. Понятно, что с академической программой туда не пойдешь. Решили сыграть на балалайках мелодию из «Бумера». Людям понравилось, решили продолжать.
   Искусство, как известно, существует для того, чтобы облагораживать человека. Сколько раз приезжаем с артистами оркестра в школы - ребят мало привлекает народная музыка, сидят в своих телефонах, их оттуда не вытащить. А если мы придем с такой программой, наверняка обратят внимание, а там, можно надеяться, научатся воспринимать и более серьезные произведения. Все это, по большому счету - этапы работы на будущее.
   - Чем помимо музыки вы успеваете (или не успеваете) заниматься?
   - Единственное мое увлечение - с дочкой чем-нибудь успеть позаниматься вечером. Стараюсь все свободное время проводить с ней. Вместе почитать, порисовать, мультики посмотреть. Для ребенка ведь самое важное - внимание. И совсем необязательно заниматься английским или разучивать стихи. А так как я много времени провожу в поездках, в перерывах хочется наверстать упущенное. Я, например, с февраля по апрель за 2,5 месяца был дома всего 4 дня.
   И только когда Эвелинка засыпает, продолжаешь работать: садишься писать инструментовки, слушаешь записи, ищешь ноты.
   - Дочь собираетесь к музыке приобщать?
   - Только если она сама захочет. Насильно тянуть мы ее туда не будем. Известно, если что-то делается не по собственной воле, ничего хорошего из этого не получится. Но задатки творчества у дочки уже проявляются, сейчас думаем отдать ее в одну из творческих студий.

Ирина Виноградова.

«Алданский рабочий», № 156, 157, 19 октября 2012.
© 2010-2016 Aldanweb 16+
Сайт управляется системой uCoz