Игорь Иванович Лесников
Меню сайта


Для нас важно
Состоите ли Вы в сообществах, посвящённых Алдану, в различных соцсетях и как много их у Вас?
Всего ответов: 16


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Добро пожаловать, Гость · RSS 24.06.2017, 07:15

Игорь Иванович Лесников


Игорь Иванович Лесников
_________________________________


30 октября 1967 года при испытании нового сверхзвукового самолёта-истребителя в возрасте 39 лет погиб лётчик-испытатель 1 класса подполковник Игорь Лесников – бывший ученик школы № 1.


________________________________


Детские и юношеские годы Игоря прошли в Алдане. В 1943 г., с отличием окончив семь классов школы № 1 (если точнее – её бывшего филиала по улице Октябрьской – школы № 6), он был направлен Алданским военкоматом в Воронежскую специальную школу Военно-Воздушных сил г. Караганды.

«...В подкладке зашит комсомольский билет, аттестат об окончании семилетки. В кармане завёрнут в тряпицу кусок засохшего ржаного каравая. Мальчишка пробирается к железной дороге, к Транссибирской магистрали. Оттуда, говорили ему, рукой подать до Караганды. Так говорили. Но парню пришлось трястись в поездах, которые спешно загоняли в тупики, освобождая путь сибирским эшелонам, спешащим на фронт к Сталинграду, две недели».

(Из очерка «Летать рождённый», написанного по рассказам боевых друзей Игоря Лесникова)


Через полгода учёбы Игоря, как лучшего курсанта школы, поощрили отпуском на родину. А потом была спецшкола ВВС в Липецке, которую он с отличием окончил в 1946 г. и был направлен в Борисоглебское ордена Ленина высшее училище лётчиков-испытателей имени В.П. Чкалова, которое с отличием окончил в начале 1950-х гг.

По окончании училища Игоря Лесникова оставили пилотом-инструктором. Вскоре он добился перевода в испытательный центр, работая в котором, заочно окончил Военно-Воздушную академию и поступил на вечернее отделение Московского авиационного института. И так он работал и учился до последнего дня своей жизни, буквально за несколько дней до гибели сдав последний экзамен за третий курс МАИ.

____________________________

Уже с орденом «Красной Звезды», полученным за проведение лётных работ первой сложности, подполковник И.И. Лесников вёл на юбилейном воздушном параде, посвящённом Дню авиации, группу новейших боевых машин, - сверхскоростных истребителей. Он успел ещё поделиться с друзьями своими планами, но больше не успел ничего. Ему не было и сорока, когда он провёл свои последние 100 секунд в небе.

   « - Взлёт! – разрешили с командного пункта.
   - Понял, взлёт, - и Игорь Лесников дал волю двигателям.
   Ураганный разбег, и машина круто пошла вверх. Серебристая стрела вонзилась в небо и растаяла...

   Взгляд застыл на приборах. Земля уплывала всё дальше. Сегодня она расставалась с ним стремительно. Всего несколько секунд назад ему в глаза смотрело голубое небо, а вот сейчас, скоро он увидит его совсем чёрным. И по тёмному занавесу – яркие звёзды. Где-то он читал: «Он трогал звёзды...»
   Привычно он уносил свою машину от земли, по которой ходил с кинокамерой и удочками, с томиком стихов и учебником по высшей математике. Там, на земле, радовался, как мальчишка, пятёрке, что получил на днях в институте, радовался, когда научил старшего сына «ходить» на военных лыжах.
   Коммунист Лесников никогда не делил любовь между землёй и небом. Он любил жизнь. А жизнь он не представлял без клёва на зорьке и без своей работы – испытания самолётов. Он летал, словно одержимый»

(Из очерка «Летать рождённый», написанного по рассказам боевых друзей Игоря Лесникова)


В исключительно сложных условиях Лесников пошёл на установление рекорда скороподъёмности. Он до конца пытался спасти машину, не стал катапультироваться, и даже успел сообщить друзьям - лётчикам и инженерам - нечто такое, что показало им ещё несколько новых, ещё не известных качеств самолёта.

   «В тот жаркий летний день аэродром был начеку. Люди курили, молча ходили по лётным классам. Домой никто не уезжал. Ждали. С тревогой поглядывали на стеклянную вышку руководителя полётов. Только там было ведомо, что происходит почти на тринадцатикилометровой высоте.
   Стремительный и элегантный истребитель после очередной площадки стал вдруг крениться, вычерчивать зигзаги. Затем скоростная машина словно закрутилась и камнем пошла вниз. Штопор!.. Казалось бы, роковая для реактивных сверхзвуковых машин подобного класса фигура. Но человек в светлом гермошлеме, сидевший на переднем кресле, сознательно перекрещивал рули, чётко маневрировал педалями, ручкой управления, газом таким образом, что истребитель трясло, словно в лихорадке».

(Из очерка «Летать рождённый», написанного по рассказам боевых друзей Игоря Лесникова)


Машина эта – серийный сверхзвуковой одноместный истребитель – была знакома Лесникову. Он уже летал на ней, каждый раз доказывая её новые боевые качества и возможности. За 25 дней до полёта Лесникова его друг и соратник Александр Федотов установил на таком истребителе сразу два рекорда, достигнув высоты 30010 метров с грузом в две тонны, а через два дня после гибели Игоря другой его друг М. Комаров пролетел по замкнутому 500-километровому маршруту со средней скоростью 2930 километров в час, что тоже было зарегистрировано как мировой рекорд.

__________________________

2 ноября 1967 г. друзья и товарищи Игоря проводили его в последний путь. Он был похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище, со всеми воинскими почестями.

__________________________

Москва. Ваганьковское кладбище. Памятник на могиле И.И. Лесникова


Вскоре после гибели Лесникова его лучший друг Владимир Коптилин сообщил о случившемся в школу № 1. Завязалась активная переписка школьников с боевыми товарищами Игоря, нашлись его знакомые в Алдане, а конце октября 1968 г. Р.Я. Кункова, девятиклассница Наташа Вильяк и пионер Серёжа Федоренко съездили в Москву. Встретившись с лётчиками-соратниками Лесникова, с его матерью Антониной Васильевной Федяковой (его отец Иван Александрович – редактор газеты «Алданский рабочий», безвременно погиб, когда Игорь был ещё мальчиком), ребята вернулись домой с большим портретом героя, на обороте которого испытателями было написано: «Ребята, берите пример мужества, смелости, героизма и честности с Игоря Ивановича Лесникова, отдавшего свою жизнь при выполнении задания Родины». Этот портрет, как и десятка три других снимков и писем, полученных школьниками к годовщине гибели Лесникова, занял почётное место на стендах в пионерской комнате, рассказывая о пути, пройденном лётчиком. А 30 мая 1969 г., «учитывая большую работу, проделанную дружиной школы № 1 г. Алдана по сбору материала о жизни и подвиге лётчика-испытателя 1 класса, бывшего ученика этой школы, Игоря Лесникова, а также большое воспитательное воздействие на ребят его примера», Бюро Алданского РК ВЛКСМ постановило присвоить пионерской дружине школы имя героя.

_________________________

Материалы из архива школы № 1; предоставлены Яриной Е. В.

© 2010-2016 Aldanweb 16+
Сайт управляется системой uCoz