Якутский Нострадамус (Алексей Елисеевич Кулаковский-Ексекюлях)
Меню сайта


Для нас важно
Как вам ситуация с выборами, сложившаяся на данный момент?
Всего ответов: 5


Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Добро пожаловать, Гость · RSS 24.06.2017, 00:35

Якутский Нострадамус


   А.Е. Кулаковский-Ексекюлях был не только демократом-просветителем, поэтом, учёным-эпиграфом, но и философом. Свои философские взгляды он отразил в своём главном поэтическом произведении «Сон шамана» и в Письме якутской интеллигенции, вышедшем ровно 100 лет назад. Общественность Якутии готовится в мае широко отметить это знаменательное событие в истории народа саха.

   В 1972 г. Кулаковский одним из первых не только в Якутии, но и во всей России, в мире выступил против угрозы надвигавшейся тогда Первой мировой войны. Рассуждения Алексея Елисеевича относительно современного для него человечества отличаются свободой, широкой и глубокой, своеобразной научно-философской проникновенностью, убеждённостью. Сущность этих рассуждений сводится к одному общему знаменателю: цивилизованное общество, казалось бы, должно жить, развиваться в условиях мира; война же противопоказана ему.
   Поражает то, что, находясь в условиях отсталой и безграмотной окраины, какой была Якутия в те времена, когда поток информации (печать) был слабым и ограниченным, Кулаковский сумел предсказывать о будущей войне.
   На фоне обозрения современной ему мировой ситуации и реакционной переселенческой политики царизма Кулаковский приковывает своё внимание к вопросам судеб родного народа. Опасается, что «горсть якутской народности будет смята и уничтожена» в результате этой страшной войны и политики царской власти. Где же выход из того критического положения?
   «Передаться Америке, Японии, Китаю? Эти номера не проходят: те нас быстро задавят в борьбе за существование». Поэтому Кулаковский советовал своему народу навеки вместе быть с русскими и другими народами России. Общерусская, общероссийская ориентация – это то главное, судьбоносное, что Алексей Елисеевич оставил родному народу в наследство.
   Это, по его мнению, верный путь спасения от опасности вымирания народа саха.
   Вторая часть Письма состоит из семи разделов, посвящённых исключительно внутренним проблемам поднятия материальной и духовной культуры в Якутии. Он считал, что даже очень маленький народ с очень высокой культурой и развитой экономикой может существовать наравне с большими народами.
   В своём Письме Кулаковский предлагал развивать земледелие, которое должно представлять основу благосостояния народа. Предлагал повышать уровень технологии земледелия, совершенствовать орудия труда, практиковать севооборот. Обращалось особое внимание на вопросы картофелеводства.
   Весьма оригинальные мысли были у Кулаковского о рыболовстве, коневодстве.
   Рекомендации его по проблемам дальнейшего развития традиционной отрасли якутов – скотоводческого хозяйства – от начала до конца отличаются научностью подхода.
   Алексей Елисеевич первым в Якутии поставил вопросы развития местной промышленности. В данной связи изложены предложения: развивать производство обуви, выделку сафьяна, гончарное дело.
   Жители Якутии могут производить деревянные, кожаные и берестовые изделия, развивать шорные, токарные, столярные ремёсла.
   В Письме впервые развёрнуто поставлены вопросы развития перерабатывающей промышленности. Мысли Алексея Елисеевича относительно необходимости поощрения предпринимательства, коммерческого дела, рыночных отношений, высказанные им в 1912 г., имеют актуальное значение и по сей день.
   Мысли его относительно духовной культуры якутов были также очень верные и глубокие. Он предлагал увеличить количество школ, учить детей на родном языке, школа должна иметь тесную связь с жизнью народа. Он также предлагал открытие общественных библиотек.
   Одной из важных задач просвещения народа Кулаковский считал борьбу с тремя пороками – пьянством, картёжной игрой и курением табака.
   А.Е. Кулаковский был настоящим патриотом своего края. Однако в годы культа личности его обвинили в буржуазном национализме, его произведения перестали изучать. Только с конца 70-х гг. усилиями некоторых учёных, прежде всего Г.П. Бажарина, он получил достойное признание. Его произведения становятся достоянием мировой общественности. Его имя вошло в книгу ЮНЕСКО о выдающихся людях. Известный русский поэт В. Солоухин называл Кулаковского «великим якутским поэтом». Буквально на днях российский философ Коняев издал книгу «Якутский Нострадамус», посвящённую Кулаковскому.
   Народы Якутии свято чтут память о великом сыне якутского народа.

А. Амосов.

«Алданский рабочий», № 69, от 15 мая 2012.
© 2010-2016 Aldanweb 16+
Сайт управляется системой uCoz