К 85-летию дражного флота Алдана. Дважды рождённая (Драга № 74)
Меню сайта


Для нас важно
Какая проблема, на ваш взгляд, наиболее актуальна для Алдана?
Всего ответов: 53


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Добро пожаловать, Гость · RSS 24.06.2017, 07:25

Дважды рождённая


   2011-й – юбилейный год для дражников золотого Алдана. 85 лет назад на ключе Незаметный была спущена на воду первая паровая драга под номером один. С того времени начали плавать по рекам и золотым ключам малые и большие «горные корабли», добывающие драгоценный металл.
   В эти юбилейные дни хочется вспомнить дружный коллектив драги № 74, работавший в далёкие 50-е годы прошлого столетия в трудных горно-геологических условиях. Многие члены этого коллектива не дожили до нынешнего юбилея, но они самоотверженным трудом внесли свой вклад в развитие дражного флота Алдана.


   Мне в 1956 году впервые пришлось ступить на палубу этого «горного корабля». Как студентов Алданского горного техникума, нас с Михаилом Прилепиным, впоследствии опытным драгёром, направили сюда для прохождения производственной практики. Первые наши обязанности были – очистка полигона от мелкого леса и кустарника. Бульдозеров в то время было мало, вот мы и занимались ручной подготовкой полигона. При первой возможности нас перевели работать сполоскателями. Эта работа была поближе к технологии обогащения. В обогатительном отделении мы снимали резиновые коврики с золотоносной породой и вручную транспортировали их в бункер для дальнейшего обогащения. Обогащение производилось с помощью ртути. Эта работа нам понравилась, и мы решили поработать на драге до нового учебного года. Привлекало нас и то, что драга успешно выполняла план по добыче золота и мы получали премию. А заработная плата значительно отличалась от той стипендии, что мы получали в техникуме. Правда, в последний месяц нам не повезло. В конце августа наш «горный корабль» затонул. Это бывает один раз за десятки лет. И мы не получили премию. Конечно, мы об этом сожалели. Хочется отметить, что за время прохождения практики у нас появились первые наставники: начальник драги Михаил Иванович Татаринов, технический руководитель Андрей Яковлевич Голубь. Опытные драгёры: Александр Иванович Шилов, Александр Павлович Овечкин, Василий Миронович Жарников, Дмитрий Петрович Коломеец. Хочется вспомнить старших машинистов Ивана Баннова, Даниила Волкова, Владимира Спирякова. Специалистами по установке «мертвяков» были Василий Ольшанский, Николай Герасимов.
   В те времена при каждой драге имелась перевозная кузница. Мастером кузнечного дела был Иван Фёдорович Басков. Он мог выковать любой инструмент. Особенно мастерски у него получался ремонт черпачной цепи. В то время черпачные козырьки крепились на основание черпака с помощью двадцати заклеп. Каждый черпак ремонтировали отдельно. С него снимали сменный, изношенный козырёк, сплавляя старые заклепы, и ставили новые. Иван Фёдорович нагревал в горне новые заклепы и устанавливал их вместо старых с помощью отбойного молотка. Здесь требовались сила и сноровка, чем и обладал Иван Фёдорович.
   В зимний период все рабочие драги занимались ремонтом. Мне на всю жизнь запомнился один случай. Наша бригада занималась заменой перфорированных листов «бочки». Мы выбрасывали старые, изношенные листы на берег, новые доставляли с берега с помощью лебёдки. И вот я, работая на лебёдке, «проворонил» канат, транспортирующий перфорированный лист, канат попал между шестерён. Одна из них сломалась. Конечно, это могло приостановить ремонт «бочки».
   Начальник драги Михаил Иванович Татаринов пригласил Ивана Фёдоровича и попросил его восстановить шестерню. Тот посмотрел, покрутил детали и попросил в помощь электросварщика Ивана Костина. Вдвоём они во вторую смену устранили поломку. Ну а мне, чтобы не зевал в следующий раз, был объявлен выговор.
   Хочется вспомнить и ветеранов драги того времени, участников войны, работавших доводчиками: Михаила Караганова и Алексея Першина, опытного электрослесаря Александра Булычева, плотника и столяра Ивана Нагорного. В связи с отдалённостью драги от посёлка мелкие запасные части к драге подвозили на лошадях. На лошади постоянно работал тоже ветеран войны «дядя Ваня» Зекин.
   Сегодня, конечно, трудно вспомнить всех работников того дружного коллектива, но все они стремились к тому, чтобы драга всегда выполняла план по добыче золота и была в числе передовых на прииске «Ленинский». Нужно отметить, что эта плавучая драга проплыла по ключу Большой Куранах больше 30 километров, минуя посёлки, ранее называемые Н-Сталинск (ныне Ленинский), С-Сталинск, В-Сталинск (сегодня их уже нет на географической карте Якутии), и закончила свой первый поход под Лебединской дамбой.
   Вторым рождением драги № 74 можно назвать 1965 год, когда она после демонтажа начала работать на полигоне речки Томмот. Другой полигон, другие условия работы, другая помолодевшая, усовершенствованная драга, новый дражный коллектив. Но настрой на высокопроизводительную работу тот же. Я был в то время на прииске «Ленинский» работником по нормированию труда, и мне приходилось на базе хронометражных наблюдений анализировать трудовой опыт работы коллективов драг, в том числе и 74-й.
   Особенно запомнился наиболее удачный в то время для коллектива драги № 74 1968 год. Начальником её в то время был опытный дражник Василий Васильевич Баранов. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования за второй и четвёртый кварталы коллегией Министерства цветной металлургии ЦК профсоюза рабочих металлургической промышленности ему присуждалась третья всесоюзная премия. В этот год коллектив драги в течение пяти месяцев удерживал Красное Знамя комбината «Алданзолото» и райкома профсоюза. Государственный план 1968 года по добыче золота был выполнен на 128,7 %, по промывке песков на 115,8 %. Коллектив постоянно стремился к снижению себестоимости добываемого металла. По сравнению с 1967 годом себестоимость грамма добываемого золота была снижена на 8,3 %, а себестоимость кубометра горной массы на 9,5 %.Производительность труда выросла на 12 %. Достижению высоких производственных показателей способствовали своевременная и качественная подготовка дражного полигона, модернизация дражного оборудования, проведение качественного зимнего ремонта драги, повышение квалификации обслуживающего персонала.
   После окончания промывочного сезона на драге создавались ремонтные бригады, руководителями которых были драгёры и старшие машинисты. За каждой бригадой закреплялись агрегаты. Так, например, ремонтом бутарной бочки с приводными редукторами постоянно занималась бригада драгёра Петра Васильевича Вохмякова. Бригада Прокопия Ивановича Богомолова подготавливала главный привод, верхний черпачный барабан. Ремонт черпаковой цепи проводила бригада, руководимая Михаилом Алексеевичем Прилепиным. Он после остановки драги № 74 на полигоне речки Большой Куранах работал начальником драги № 523. Но когда драга № 74 начала плавание на новом полигоне, вернулся на неё и работал драгёром. Коллектив драги ежегодно стремился к снижению трудовых затрат и сокращению сроков ремонта. Так, во время зимнего ремонта 1966-1967 годов при плане 3000 человеко-смен было затрачено 2836, а в период зимнего ремонта 1967-1968 годов при плане 2800 человеко-смен фактически затрачено 2638. Это, в конечном счёте, снижало себестоимости добываемого металла.
   Хорошей работе коллектива способствовала хорошо налаженная взаимовыручка. Её сплачивали опытные драгёры П.В. Вохмяков, М.А. Прилепин, Н.Ф. Акимов, П.И. Богомолов, старшие машинисты Виктор Дудриков, Николай Осотов, Геннадий Первых, высококвалифицированные дражники, ветераны дражного флота Виктор Ермолов, Александр Кауфман, Николай Воробьёв. Большую помощь дражникам оказывали машинисты бульдозера Иван Кравцов, Николай Киселёв, Юрий Карпов. Все они вместе создавали такой настрой, который позволил коллективу в 1969 году третий год подряд стать победителем в соревнованиях дражных коллективов прииска «Ленинский».
   Так трудилось старшее поколение дражного флота золотого Алдана. На смену уходившим на заслуженный отдых ветеранам приходила молодёжь. К пульту управления драгой стали молодые драгёры: Александр Голощапов, Валерий Большаков, Вениамин Старовойтов, Владимир Буравлев. Их помощниками стали Владимир Студинский, Виктор Киселёв, Иван Карпов, кстати, сын ветерана дражного флота Василия Карпова.
   За высокие достижения рабочие отмечены правительственными наградами союзного и республиканского значения. Орденом Ленина был награждён драгёр Акимов, орденом Трудовой Славы 3-й степени – драгёр Александр Ефимович Голощапов и начальник драги Василий Васильевич Баранов, орденом Трудового Красного Знамени – электрослесарь Александр Матвеевич Булычев. Его сын Юрий принял трудовую эстафету дражника. Он впоследствии работал на этой же драге начальником. Отработав на втором полигоне более 30 лет, драга № 74 прекратила своё существование. Нужно отметить, что основной причиной её остановки явились перестроечные реформы 90-х годов в золотой промышленности России.

Ф. Марчуков,
ветеран труда.


«Алданский рабочий» от 19 августа 2011.
© 2010-2016 Aldanweb 16+
Сайт управляется системой uCoz