Как появились на Алдане первые драги...
Меню сайта


Для нас важно
Легко ли вам ориентироваться на сайте?
Всего ответов: 47


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Добро пожаловать, Гость · RSS 24.06.2017, 07:21

Как появились на Алдане первые драги...


   21 августа 2011 г. Алдан отметил славный юбилей – 85-летие дражного флота. В эту знаменательную дату ветераны вспоминали, с чего начинался этот великий путь, сколько трудностей пришлось испытать тем, кто были основателями строительства дражного флота.

   Механизированная добыча золота на Алдане началась с пуска в эксплуатацию первой паровой драги новозеландского типа, построенной в 1912 г. на заводе «Артур-Браун». В мае 1914 г. она начала добычу золота на Софье-Ивановском прииске в долине реки Жуи Ленского района Бодайбо. На реке Олёкме работала однотипная 200-литровая паровая драга, которая из-за климатических условий большее время простаивала во льдах.
   Правительство молодой советской республики было наслышано об огромных богатствах недр Южной Якутии, и в начале 1920-х гг. обе драги были демонтированы и перевезены пароходами до пристани Укулан на реке Алдан, в 80 км от прииска Незаметный. В феврале 1926 г. решением Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) начато строительство драги на прииске Незаметном в долине ключа Незаметного, а также временной электростанции, механической мастерской и установка лесопильной рамы.
   Организация перевозки дражных частей, а впоследствии и руководство сборочной бригадой было поручено коммунисту Александру Александровичу Недвецкому, работавшему до своего приезда в Алдан на «Волховстрое» механиком. Заведующим драгой был назначен М.И. Дэмэ, а одним из драгёров – В.В. Прозоров. Строительство драги и подготовительные работы – рытьё котлована, заготовка леса для понтона и топки котла – проводились артелью, возглавляемой Аверьяном Семёновичем Гребнёвым.
   Доставка оборудования была сопряжена с большими трудностями, это была самая трудоёмкая и ответственная работа коллектива артели под руководством Евгения Григорьевича Горбунова. Среди множества частей перевозились длинномерные и отдельные тяжеловесные детали до 7 тонн. Для их перевозки были сформированы 5 обозов по 50 лошадей, подобранных по масти, пришлось также расширять и улучшать дорогу, сооружать большие сани. Часть дражного оборудования была доставлена тракторами «Большевик», прибывшими в январе 1926 г. со станции Большой Невер.
   Монтаж этого крупного сложного механизма при отсутствии соответствующей материальной базы являлся труднейшим делом, требовавшим от рабочих приложения немалых усилий и смекалки. На постройку (с 20 апреля 1926 г.) только деревянного понтона длиной – 33, шириной – 11 метров было потрачено 4258 болтов, на обшивку бортов – 10788 костылей, большую часть которых пришлось изготавливать на месте. Для заполнения котлована водой нужно было в срок подвести канаву от р. Орто-Салы, которую копали вручную. 20 июня понтон был спущен на воду, и началась сборка конструкции самой драги, на которой оказались испорченными такие важные части, как черпальные и бочечные машины, паровой котёл, лебёдочная машина, не хватало многих необходимых деталей. Хотя для устранения этих неполадок требовалось дополнительное время, всё-таки первенец дражного флота на Алдане был пущен на воду в срок, 21 августа 1926 г. С 25 числа драга, которую было решено назвать в память о Ф.Э. Дзержинском – председателе ВСНХ – его именем, была сдана в эксплуатацию. Этот день стал одним из самых важных и торжественных событий в дальнейшей жизни всего населения небольшого рабочего посёлка.
   Вот как описывает очевидец этот волнующий момент: «Драга медленно повернулась, вода под ней вскипела и шарахнулась к берегу... Земля вздрогнула. Это стальные ковши врезались в золотоносный пласт, скрытый под водой. Ковши бесконечной вереницей потянулись внутрь, к промывочным машинам... до глубокой ночи вокруг бродили, как заворожённые, люди глухих лесов и оврагов».
   В январе 1927 г. была начата сборка паровой драги № 2 на р. Орто-Сала в 7 км выше устья Незаметного. Ввиду того, что драга в прошлом уже находилась в эксплуатации, и отдельные её части значительно пострадали при разборке и во время перевозки, а также были использованы при монтаже драги № 1, установка её представляла уже больше трудностей. Благодаря самоотверженному труду бригады строителей, 15 октября 1927 г. драга № 2 была передана в эксплуатацию. В 1927-1928 гг. по объёму промывочных песков обе драги заменили труд 1915 старателей-копачей, на обоих же горных кораблях всего было занято лишь 62 работника. В процессе эксплуатации лучших показателей добился коллектив первой драги: за летнюю операцию было промыто 32615 м песков при средней глубине драгирования 4,20 м, намыто золота 65,970 кг. Несмотря на трудности, связанные с новизной дела и недостаточной опытностью обслуживающего персонала, практика работы первых драг показала выгодность и рациональность этого способа добычи и большие перспективы развития его на Алдане. В конце 1950-х гг. обе драги были демонтированы из-за изношенности и устарелой конструкции. Шли годы, дражный флот претерпевал существенные изменения, произошёл количественный и качественный рост флотилии горных кораблей. Этот огромный шаг в развитии золотодобычи имел важное принципиальное значение, доказав практически возможность широкого развития дражной работы на Алдане с его трудными природно-климатическими условиями.

   Драга – плавучая землечерпальная машина, снабжённая оборудованием для промывки вычерпанного грунта [англ. drag] – плавучее сооружение для механизированной разработки обводнённых россыпных месторождений золота, платины, олова, алмазов и др.

Е. Иванова,
научный сотрудник,
по архивным материалам Алданского историко-краеведческого музея.


«Алданский рабочий», № 125, от 30 августа 2011
© 2010-2016 Aldanweb 16+
Сайт управляется системой uCoz