Марина Самаркина. Душно мне в любых объятьях
Меню сайта


Для нас важно
Набирая в строке поиска слово "Алдан", вы прежде всего хотите:
Всего ответов: 87


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Добро пожаловать, Гость · RSS 28.06.2017, 07:33

Поэтесса Марина Самаркина:
«Душно мне в любых объятьях»


   Я захотела познакомиться с ней сразу, как только услышала со сцены. Вышла худенькая, большеглазая, со светлым каре женщина, и стала читать, словно бросать в зал, такие поэтические строчки, которые вмиг достигали сердец слушателей. Низкий сильный голос, совсем не соответствующий внешней фактуре, темпераментные взмахи руками, хриплый смех сделали её похожей на знаменитого французского воробышка – Эдит Пиаф. Только та гениально пела, а эта не менее талантливо пишет и читает стихи. Но во французской столице никогда не была, правда, в одном из своих стихов так и написала: «Хочу в Париж...». Марина Самаркина вместо Европы приехала в Томмот, на республиканский фестиваль авторской песни из г. Хабаровска.

    - Марина Михайловна, вы помните, когда написали своё первое стихотворение?
    - Мне всегда почему-то задают этот вопрос. Мне он надоел, но отвечу. У меня было так же, как у многих девчонок. Начала складывать строчки, рифмовать их ещё в школе. Писала на бумажках, в тетрадках, знаете – «любовь-морковь...». Лет в 17 родилось то, что можно было назвать стихотворением. Причём не сразу, а после долгих трудов. Я стала взрослеть, учиться думать, появился хоть какой-то жизненный опыт. Первое своё стихотворение «Стали дымчатыми деревья», я включаю во все сборники, но сколько я ещё над ним работала, чтобы не стыдно было прочитать, в книжку поставить!
    - Можно научиться писать стихи?
    - Если есть способности и талант. Надо, в первую очередь, подружиться с русским языком. Но есть и те, кто талантлив и интуитивно чувствует, как сложить строку. Правда, их очень мало.
   Помню, принёс мне пухлую тетрадь один человек: помоги напечатать стихи. А стихов-то там нет! Как можно оценивать написанное, если человек просто не владеет русским языком?
   Постаралась поделикатнее объяснить, что его модель парусника (а это его второе увлечение) никогда не поплывёт, если не соблюдать элементарных законов физики, химии и т.д. То же и со словами, как много их не поставь, но без определённых норм и правил они не зазвучат!
    - А вам приходят стихи внезапно, так сказать, сверху?
    - Так многие говорят, мол, мне «оттуда» строки пришли и я записал. Бывает... Редко какой стих или строчка остаются такими, какими вдруг пришли в голову. Надо над ними работать – чистить, шлифовать, улучшать и т.д. В моём стихотворении «Яблоко раздора» когда-то было 14 строк. Я много возвращалась к нему, чистила. Теперь осталось 5. Но это действительно то, что нужно! С годами я поняла, что каждое слово имеет свой вкус, цвет и запах. И надо найти то единственное, которое действительно нужно строке.
   Складывать их в рифмы, выдерживать размер – этому научить можно, но будут ли это стихи – сказать сложно. Ещё с годами я поняла, что в стихосложении много математики.
    - Как это? Какие могут быть формулы при описании чувств?
    - Самые настоящие математические. Слова не просто так выстраиваются в строку, а затем в стих. Иногда независимо от воли автора они чётко требуют, сколько надо слогов, букв и т.д.
    - Марина Михайловна, Вы автор четырёх сборников стихов, член Союза писателей Российской Федерации. Вы гордитесь своими достижениями?

    - «Горжусь» - не то слово, но это для меня важно. Я подала документы на вступление в Союз, когда уже вышли в печать три мои сборника. Никуда не звонила, ни у кого не интересовалась о своих документах. Потом, в 2005 году, когда пришло известие, что я принята, я узнала, что моим рецензентом был Смирнов, председатель Союза писателей Смоленской области.
    - Вы мечтали о том, чтобы стать поэтом?
    - Я с детства трезво смотрела на жизнь. После школы закончила строительный техникум. Потом поступила в Хабаровский Государственный институт культуры. По профессии я режиссёр массовых представлений. А работаю уже 8 лет экскурсоводом в туристическом бюро, вожу группы туристов в Китай.
    - Вы разделяете мысль о том, что чтобы хорошо писать, женщине нужно быть несчастной?
    - Не разделяю. Хотя признаю, что всё начинается с этого – переживаний, страданий, слёз. Человек, попав в беду, ищет ответ на вопросы: почему я?, за что?, - именно в самом себе, начинает размышлять о жизни, о своём месте в ней. И рождаются стихи. Я думаю, что всегда надо о ком-то думать, переживать.
    - Героиня Ваших стихов – это Вы сами?
    - Конечно, я. Но каждый человек состоит не только из своей плоти и духа, но и плоти и духа тех людей, с кем живёт, общается. В каждом конкретном случае я, может быть, и не была в такой ситуации, которая вылилась в стихотворение, но я её пережила через своих родных, друзей, прочувствовала. Все темы беру из реальной жизни. Хотя по сути-то я эгоист.
    - Вам говорили, что Вы странная женщина?
    - Я это вижу по взглядам, отношению к себе. Я не чувствую свой возраст, хотя мама двух взрослых дочерей и бабушка трёх внучек. Внутренне ощущаю себя очень молодой. А морщины? Они мне жить не мешают.
   Однажды на прямой и бестактный вопрос о моих морщинках я столь же бестактно ответила: так это же лицо, а не ж…, чтобы быть гладким. Больше не спрашивают.
    - У Вас и в стихах иногда содержатся резкие оценки, колкости, очень ироничный, даже саркастический взгляд на вещи. Откуда это?
    - Наверное, от усталости, от того, как много глупости и несправедливости в нашей жизни.
   Я рано осталась без отца. Он был военным лётчиком и погиб молодым. Мама работала официанткой в вагоне-ресторане. Мы с братом часто оставались одни.
   Я много физически трудилась, всё умею делать и не боюсь никакой работы. Во время перестройки умерла мама, ушёл муж, и я осталась с двумя малыми детьми на руках без работы и без денег. Не сломалась, хотя было очень тяжело. Чтобы заработать, делала ремонты в домах, мыла полы и т.д.
    - А сейчас, простите, Вы замужем, есть плечо, на которое можно опереться?
    - Мне некогда замуж выходить! Комфортно жить одной, не связывать себя никакими обязательствами. Захотела вот и приехала на фестиваль «Берег дружбы». Очень рада тому, что появилась такая возможность, хотя Ирина Петунина, моя однокурсница, давно меня приглашала.
   Здесь мне доверили работу в жюри, в номинации «Поэзия». У всех конкурсантов, как выяснилось, одинаковые ошибки – много лишних слов. Говорю им: ты построил дом и прежде, чем там жить. выметаешь мусор. так и созданное тобой стихотворение надо освободить от словесного мусора. Запомнились строчки Кирилла Долинского, Алексея Семёнова – им есть над чем работать.
   Я когда-то пыталась пойти в журналистику. Работала в Хабаровской краевой газете «Приамурские ведомости», но не в штате, а внештатником. Так сказать, проходила испытательный срок. Но долго так не смогла: зарплаты нет, а на гонорар двоих детей не прокормишь. С журналистикой «завязала», с поэзией нет.
    - Теперь поэзия Вас кормит?
    - Отвечу словами, ставшими афоризмом: поэзия не кормит, она поит.
   У меня нет любимого поэта, есть любимые стихотворения. Когда-то впервые прочла «Музу» И. Бродского. Ничего не поняла. Но она меня настолько потрясла, что это чувство до сих пор забыть не могу. Так бывает, если прочитаешь настоящую поэзию.
   Любимые стихи могу перечитывать много раз. Мне кажется, что любой поэт, даже начинающий, должен стремиться, чтобы его стихи читали, хотя бы один раз. Надо быть самому интересным человеком, собеседником, тогда и стихи будут интересны другим.
   Мне, по большому счёту, «по барабану», кто что про меня думает и говорит. Главное для меня – никому не делать плохого.

Татьяна Сизых.

«Алданский рабочий» от 2 сентября 2011.

Кто сказал «мяу» на «Котофеевском»

На «Дальфест» под «Rock-n-roll number one»

От "Берега" до "Берега": фестивалю «Берег дружбы» - «пятёрочка»!

Желанный голубой «Берег...» мой

© 2010-2016 Aldanweb 16+
Сайт управляется системой uCoz