Н. Прокопюк: «Этот день мы приближали, как могли»
Меню сайта


Для нас важно
Какие новости вызывают у Вас наибольший интерес?
Всего ответов: 20


Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0


Добро пожаловать, Гость · RSS 27.04.2017, 19:59

Н. Прокопюк: «Этот день мы приближали, как могли»


Вот и случилось, сбылось и свершилось.
Ты, дорогая, у нас появилась!
Радостно очень и грустно немного.
Богово - Богу, а людям - дорога.
В эту дорогу, сегодня открытую,
Все мы, алданцы, голодные, сытые:
Мудрый старик, первоклашка прилежный,
Что-то вложили, хоть просто надежду!
А люди, что строили эту дорогу,
Простые и смертные. Вовсе, не боги.
Из космоса видно тропинку в сугробах.
Алданские рельсы, дорога, дорога!

М. Захарченко (из поэмы «Северное сияние»).


   Николая Николаевича Прокопюка в эти дни журналисты буквально рвут на части. Есть причина: он один из главных героев произошедшего почти 20 лет назад исторического события - прихода в Алдан первого поезда. Его бригада монтеров пути 19 декабря 1992 года уложила символическое «золотое» звено и дала возможность тепловозу прибыть на место будущей железнодорожной станции.

   На строительство Байкало-Амурской магистрали молодого Николая Прокопюка привело, как и многих, желание... заработать и получить машину. Родом из маленького села Ивано-Франковской области Украины, он и не помышлял тогда о другой жизни, нежели та, что складывалась в родных местах. К тому времени он окончил медицинское училище, решив, как и мама, посвятить себя служений этой благородной профессии. Стал фельдшером. Отслужил положенный срок в армии в составе Центральной группы войск в Чехословакии. Стал заведовать фельдшерско-акушерским пунктом большого села. Женился и уже растил первенца, как вдруг решил круто изменить свою жизнь. Рванул на «стройку века».
   С 26 мая 1986 года он на строительстве железной дороги. Сначала в составе СМП-533 два года строил линию Тайшет-Лена в Иркутской области. Потом занимался промышленно-гражданским строительством в Братске. Мечтал попасть на передовую линию стройки - на укладку верхнего строения пути. На большом БАМе тогда гремела слава о знаменитой бригаде монтеров пути А. Иванченко, а бригаде Сергея Шишкина, в которой работал Николай Прокопюк, надо было очень постараться, чтобы завоевать на трассе авторитет. Старались. Прокопюк, например, очень быстро освоил строительные специальности, и кто не знал, что по профессии он медик, был уверен, что Николай давно умеет держать в руках молоток или кувалду. Когда появлялась у него свободная минута, садился за учебники. Постигал теорию и быстро сдал сначала на третий, потом на четвертый квалификационный разряд.
   Проявить себя появилась возможность при работе на участке от Чары в сторону Кадарского направления. Начальник СМП-574 В. А. Плахотник настраивал монтеров пути на рекорды. И бригада его не подвела. На «отлично» отработала на доведении главного пути на участке Сюльбан - Бал-бухта, на путях станционного развития Балбухты, где произошла историческая стыковка двух бригад героев Варшавского и Бондаря. Потом «обошла» в работе бригаду ГарЕМ-28, когда при меньшей численности сумела опередить коллег по срокам и сдать свой участок Сюльбан-Балбухта на «отлично». После таких экзаменов бригада путейцев Шишкина доказала, что может работать не хуже своих именитых соседей, а СМП-574 от Медведкина ключа (между Таежкой и Б. Нимныром) получил право заниматься укладкой верхнего строения пути.
   К этому времени в семье Николая Прокопюка уже было трое детей. Вслед за сыном Игорем появились дочери-двойняшки. Запланированные три года на стройке прошли. Появилась возможность купить желанный автомобиль, за которым и приехала семья с Украины, но... Прокопюки не уехали, хотя все их земляки уже вернулись на родину.
   - Не хотелось бы произносить громкие слова: у рабочих они не в почете. Остался потому, что прикипел к работе. Хотелось довести стройку до логического завершения. Тогда целью было дойти до Алдана и привести сюда первый поезд, - вспоминает Николай Николаевич.
   Весной этого года он отметил золотой юбилей. Из этих лет половина прошла на строительстве железной дороги. В 1992-м году ему было только 30. Он на себе прочувствовал непростые времена. Стройку лихорадило. Ожидание шпал и рельсов затягивалось на дни и недели. Зарплату не платили месяцами. Кто не мог этого выдержать, уезжал в другие места в поисках работы.
   - С позиции сегодняшнего дня, наверное, в это сложно поверить, но у нас, среди транспортных строителей, действительно был лозунг «Нам хлеба не надо - работу давай!». Это не выдумка! Мы на самом деле мечтали о большой работе без простоев! - рассказывает Николай Николаевич. - К нам на трассу нередко приезжало начальство, и свое строительное, и руководство республики, помню, даже на вертолете был президент М. Е. Николаев. Так никто его не спросил: на что должны жить наши семьи, как нам быть в условиях безденежья, а все требовали финансирования трассы, поставки рельсов и шпал. К Алдану транспортные строители продвигались очень тяжело. Каждый шаг в 25 метров - такова длина одного звена рельсошпальной решетки - давался с трудом. Часто решетку просто не из чего было «зашивать». Целевой задачей 1992 года была укладка 20 километров рельсов! И это казалось подвигом! Потому что ни денег, ни материалов на это катастрофически не хватало.
   Сегодняшние транспортные строители с гордостью говорят о рекордах укладки верхнего строения пути, когда в 2009-м году они смогли уложить на насыпь на двух титулах строительства железных дорог 180 километров, в 2010-м году 100 километров, выдерживая бамовские темпы работы. А 20 лет назад они, как сказал поэт, стальную ветку на Север «тянули своею шеей».
   Комплексная бригада монтеров пути, которую тогда доверили возглавить Н. Прокопюку, включала в себя и сварщиков, и механизаторов. Она никогда не сидела без работы. Когда нечего было класть на насыпь, рубили просеку, строили промышленные объекты и жилье в Солнечном, выполняли другие виды работ. От бывшего «шишкинского» коллектива к декабрю 1992-го в ней остались Н. Лакуста, А. Зайцев, И. Орлов, А. Сергеев. Остальные были новичками. Попасть в нее было непросто, только по рекомендации опытных путейцев или по приказу начальства. Сложился мобильный, дисциплинированный, трудолюбивый коллектив, который, не считаясь со временем, готов был пойти на любые трудовые подвиги. Кое-кто, попав в бригаду по рекомендации, все же не выдерживал и уходил, махнув рукой на обещанные высокие заработки и почести. Оставались самые крепкие и верные.
   Нередки были случаи, когда тяжелая техника мехколонн, обеспечивающих продвижение трассы вперед, стояла из-за поломок и отсутствия запчастей, не на что было купить топливо. Непредвиденная проблема возникла на пути к Алдану. Руководство стройки первоначально наметило приход первого поезда на сентябрь 1992-го. Но бесконечные простои не дали такой возможности, и дату торжественного события перенесли на декабрь.
   Долго проходили последние километры. Выемку перед станцией Алдан выполняла МК-155. У них осенью закончилась взрывчатка. Ее заказали, оплатили и очень долго ждали, а когда уже ждать было нельзя - сроки поджимали - механизаторы стали «грызть» мерзлый грунт клыками своей мощной техники. Это адская работа! Все понимали, насколько это тяжело, сложно, опасно. Но деваться было некуда, и люди старались. Они прошли этот участок по временной схеме: то есть рельсы положить можно, поезд пройдет, но потом его нужно доводить до ума. Так и получилось: весной выемку затопили талые воды, монтеры пути снимали рельсошпальную решетку, и механизаторы выполняли все работы без спешки, как положено. А тогда все очень торопились. Год подходил к концу, и нужно было достичь знакового рубежа на стройке, чтобы люди порадовались, воспрянули духом, почувствовали, что железная дорога действительно нужна республике.
   - Мы подошли к Алдану дня за 3-4 до намеченной даты укладки «золотого» звена, - рассказывает Николай Николаевич. - Часов в 7-8 вечера, когда было уже совсем темно, остановились, не доходя до моста на Солнечный метров 100. Нас торжественно встречало руководство СПМ-576, с поздравлениями.
   19 декабря Николай Николаевич Прокопюк вместе с товарищами при большом стечении населения Алдана, руководства республики и высокого транспортного начальства уложил на насыпь символическое «золотое» звено. Приняли его с путеукладчика и положили на насыпь крепкие руки монтеров пути А. В. Антонова, С. М. Баженова, С. И. Брескана, А. Н. Зайцева, В. В. Евлина, Р. В. Хабибулина, А. М. Сергеева, Р. Т. Кабирова, Н. М. Куликова, Т. К. Астафьева. Это было их первое «золотое» звено на Амуро-Якутской магистрали, как первая награда за честно выполненную работу.
   - Такая радость переполняла, вы не представляете! Летать хотелось! И все вокруг очень радовались. Я запомнил, что было очень холодно, за 30 градусов мороза, с ветром. Народу собралось очень много. Нельзя было что-то сделать спустя рукава, очень волновались, старались. Накануне сами готовили «золотое» звено. Красили рельсы в гараже, аккуратно на железном листе переносили для зашивки. Еще большое впечатление на меня произвел сам праздник. Были даже парашютисты в ярких костюмах с флагами России и Якутии. Один из них приземлился прямо возле меня, причем очень жестко. Я даже испугался, хотел помочь, но он ничего не повредил и сам удалился.
   Это звено сохранилось, его можно увидеть на территории станции Алдан, правда, краска после дождей и морозов значительно поблекла. За 20 лет прошла через различные испытания и жизнь Николая Прокопюка. Он работал в ООО «Северный экспресс», ООО УМС ТТС треста «Тындатрансстрой», строил и возглавлял участок звеносборки в Томмоте. Сейчас он руководитель проекта строительства железной дороги Томмот - Н. Бестях в ООО «Северо-Восток Трансстрой». От разъезда Болотного в сторону Якутска рельсы железной дороги укладывались под флагом этого специализированного предприятия.
   Наверное, Николай Николаевич сегодня и сам себе не может четко объяснить, как так получилось, что задержался в Якутии на 25 лет. Пережил безденежье, расставание с земляками, бесконечные реорганизации предприятий отрасли, забастовочный комитет транспортных строителей, рекордные темпы работы по пути к Н. Бестяху. Осталась верность делу, желание идти со стройкой до ее логического завершения.
   Еще за эти годы он вместе с женой вырастил и выучил троих детей. Старший Игорь теперь работает с отцом на одном предприятии. А Николай Николаевич... пошел учиться. Он студент-дипломник Дальневосточного университета путей сообщения. О чем мечтает?
   - Вернуться бы туда, на 20 лет назад! Радость была огромная и впечатления незабываемые, на всю жизнь.

Татьяна Сизых.

«Алданский рабочий», № 167, 168, 9 ноября 2012.
© 2010-2016 Aldanweb 16+
Сайт управляется системой uCoz