Новая школа нового века (к 75-летию образования в Алданском районе; 2000 г.)
Меню сайта


Для нас важно
Откуда вы родом?
Всего ответов: 157


Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


Добро пожаловать, Гость · RSS 26.05.2017, 10:38

Новая школа нового века

- 75 лет образования Алданского улуса –


   История образования в золотом Алдане началась с первой малокомплектной школы в п. Незаметный, где в 1925 году обучалось всего 48 ребятишек. Сейчас в системе образования Алданского улуса 29 дошкольных учреждений, 32 учебных заведения, детская спортивная школа с 7 филиалами, открытыми в дальних и крупных посёлках. И каждое учреждение образования уникально своей индивидуальностью (программы, философская модель, авторские и модифицированные методики и технологии).
   Дети, родители и педагоги, общественность нынешнего времени – свидетели рождения школ нового типа: Президентская школа – Алданская гимназия – вуз с медиацентром, с углублённым изучением информатики, иностранных языков (директор Ф.А. Антипова, отличник образования РФ, заслуженный работник образования РФ, заслуженный работник образования РС (Я); многопрофильная гимназия-вуз в п. Н. Куранах (директор Р.С. Улыбина, автор программы «Гимназия-вуз», педагогический лицей – вуз как школа развития личности ребёнка, созданный по авторскому проекту директора В.И. Костиной, отличника образования РФ, СССР, доктора наук, награждённой почётным знаком «Учитель учителей», экспериментальная площадка республики и РАН; школа-центр творческого развития и гуманитарного образования, единственное образовательное учреждение, объединяющее широкую дополнительную и образовательную программы, экспериментальная площадка РФ (директор Л.Я. Соколовская, отличник образования РФ, награждённая большой и малой золотыми Президентскими медалями); школа-колледж в г. Томмоте, пока единственное учебное заведение специального профессионального направления (директор Г.С. Мулдуянов, награждён золотой Президентской медалью, автор проекта «Школа-колледж»; многопрофильная средняя школа и гимназическими профессиональными классами и профессиональным обучением (директор В.Ф. Куликовская, отличник образования РФ).
   В улусе работают адаптивные общеобразовательные школы с разными типами классов. В течение ряда лет возглавляют эти коллективы, обеспечивая успешную деятельность и их развитие, руководители О.И. Оглоблина (школа № 2, г. Алдан), Н.Д. Ярославцева, отличник образования РС (Я) (школа № 4, п. Н. Куранах), Т.И. Орлова, отличник образования РС (Я) (школа № 5, п. Ленинский), Ю.Н. Плышевский, отличник образования РФ (школа № 8, г. Томмот), Т.Г. Силецкая, один из первых руководителей школы-новостройки для детей строителей железной дороги в Якутии (ей в числе 15 руководителей школ улуса присвоено звание «Лучший директор», а её школа № 9 – опорная школа в улусе по истории, политологии); Т.А. Серватовская, автор программы «Гимназическое образование в школе», бывшая выпускница, теперь руководитель школы № 10 п. Лебединый; А.П. Кузьмина, первый директор школы-новостройки аямовских строителей (возглавляет школу № 23 микрорайона Синегорье 14 лет): Н.В. Соломко, директор школы № 25 п. Б. Нимныр, более полувека работающая в системе образования Алданского улуса и более 20 лет – директором, является учителем, наставником, воспитателем для детей, учителей, родителей одного из отдалённых посёлков; Н.И. Емченко (школа № 11, п. Чагда), создавший и претворивший в жизнь программу фермерской школы в условиях несельской местности (в итоге в школе решена проблема с питанием детей на базе школьной столовой); А.П. Иванов (школа № 36, п. Алексеевск), создавший творчески целеустремлённый коллектив, ориентированный на победу (успехи учащихся и учителей школы известны в улусе и в республике) и др.
   Санаторная школа в г. Томмоте, специальная коррекционная школа в п. Н. Куранах, семейный Дом Детства в г. Алдане – это особые учебные заведения. Их руководители и коллективы несут двойную ответственность: здесь живут и учатся дети-сироты, дети, живущие вдали от родных, требующие материнской ласки, внимания, сердечного отношения.
   Мы уже давно отошли от единой унифицированной школы, в учебном плане появились новые нетрадиционные предметы (философия, политология, психология, менеджмент, риторика, ТриЗ, валеология и др.), стал привычным термин «новые педагогические технологии», необычные уроки (урок-исследование, урок-проект, урок-следствие, интегрированный и т.д.).
   С 1993 года началось второе рождение эвенкийских национальных школ. Программа их развития предусматривала возрождение эвенкийского языка, традиций и новый подход к профессиональной подготовке детей. Сегодня у нас в улусе три средние эвенкийские школы, и у каждой – своё лицо: средняя школа № 7 п. Кутана (директор И.С. Бубякин, молодой специалист), выполнив программу первого этапа, вышла на новый уровень – создание образовательного учреждения типа «школа-хозяйство»; школа № 20 п. Хатыстыр (директор А.Г. Никитина, молодой способный руководитель, получает второе высшее образование в Академии государственного управления) решает новую задачу: создание гимназических классов профильного обучения, подготовка специалистов для сельских школ, начальный этап которой проводится в школе совместно с Якутским госуниверситетом (хотя она не имеет своего здания, на Всероссийском конкурсе «Школа года» в 1998-1999 гг. заняла 1 место); школа № 37 п. Угоян – это бывшая малокомплектная начальная школа, располагавшаяся в приспособленном помещении с печным отоплением. Сегодня дети учатся в новой школе, успешно реализуется в течение ряда лет программа фермерской школы. В школе есть и серебряные медалисты, и победители улусных олимпиад.
   В улусе открыты и кочевые школы в родовых общинах «Амма», «Угут», «Угино». Главная цель – приблизить школу к хозяйству и дать возможность родителям не разлучаться с детьми, не отдавать их в интернаты, - выполнена. Но дети и педагоги кочевых школ учатся и работают в сложных условиях: приспособленные помещения, отсутствие кадров, стандартного оборудования, современных учебников, непроходимые дороги, нет возможности общаться и принимать участие в улусных мероприятиях и олимпиадах.
   Но эти издержки окупаются более важным: в далёкой-далёкой таёжной глуши, где люди занимаются оленеводством, есть свои школы.
   Проблемы сельских и малокомплектных школ в глубинке решаются благодаря энтузиазму руководителей и педагогических коллективов, обеспечивающих выживание образовательных учреждений № 33 п. Улуу (директор В.Л. Михайлова), № 34 п. Якокит (директор Е.С. Грищенко, отличник образования РС (Я), № 49 г. Томмота, «Пятилетка» (директор Г.А. Антонова), № 14 п. В. Куранах (директор А.В. Верховод, автор программы фермерской школы).
   Более 60 лет в Алданском улусе работают открытые школы для взрослых в г. Алдане и п. Н. Куранах (бывшие вечерние школы). Директора школ А.Х. Габышева, В.В. Дуброва награждены почётным знаком «Лучший директор» за многолетнюю деятельность в качестве руководителей.
   В сегодняшней школе для работающей молодёжи учатся подростки из категории «трудных», по разным причинам оставившие дневную школу. Совершенствуются программы обучения, философия образования, педагоги меняют методики преподавания, общения. Ежегодно среднюю очно-заочную школу оканчивают 80-90 выпускников, поступают в ссузы, трудоустраиваются и находят своё место в жизни.
   В последние годы стали предъявлять новые требования к школам: об успехах их деятельности недостаточно судить по числу медалистов и количеству поступивших в высшие учебные заведения. Но мы не можем не отметить, что наши средние школы ежегодно выпускают более 500-600 человек. Только за последние 15 лет более 140 выпускников окончили школу с золотой, 466 человек с серебряной медалями. В Алданском улусе всегда был высок процент поступления в вузы (от 30% в 70-80-х годах до 48-50% в настоящее время). Ясно, что результатом работы школы является подготовленность выпускников к жизни. Недостаточно «вооружить» учащихся суммой теоретических знаний по всем учебным предметам, необходимо научить их решать жизненные задачи. Сейчас каждая школа работает над моделью выпускника, готового жить в конкурентной среде, и в соответствии с этим создаёт условия для умственного, нравственного и физического развития учащихся. Вовлечение ребят в олимпийское движение – это большое достижение в работе педагогических коллективов и их руководителей. Итоги олимпиад выявили колоссальные потенциальные способности детей, и для их проявления лишь необходимо создать условия.
   Таланты младших школьников выявляются на ежегодном интеллектуальном турнире, который организует школа-центр творческого развития и гуманитарного образования.
   Несомненны успехи наших учащихся на республиканских олимпиадах по математике (школа № 8, Алданская гимназия), физике (школа № 8) и химии (школы № 1, 8, Алданская гимназия), по информатике (Алданская гимназия), по географии (школы № 1, 8, Алданская гимназия), русскому языку (Алданская гимназия, Н-Куранахская гимназия), литературе (школа № 1, гимназии г. Алдана и п. Н. Куранах, школы № 8, 36), по эвенкийскому и якутскому языкам (школа № 20), по педагогике (педлицей), иностранным языкам (школа № 4, Н-Куранахская и Алданская гимназии), по биологии (школа № 1, Алданская гимназия) и др.
   Работа с одарёнными детьми – это иная область деятельности, это напряжённый умственный и физический труд и для учащихся, и для учителей. Неслучайно при подтверждении итогов олимпиад и конкурсов награждается и победитель-ученик, и его учитель дипломом «За приумножение интеллектуального потенциала».
   В последние годы получает развитие идея непрерывного образования: детский сад – начальная, основная, средняя школы – вуз. Если в каких-то странах эта проблема решена, то мы только начинаем создавать единые образовательно-воспитательные программы для целого комплекса, когда все последующие программы закрепляют изученное и дополняются новым содержанием. В улусе решена проблема обучения детей, нуждающихся в специальной педагогической и коррекционной помощи. Как показали исследования, проведённые улусным диагностическим центром (отв. А.И. Марченко), таких детей у нас более 40%. Коррекционные классы призваны обеспечить «выравнивание» до требований государственного стандарта, необходимого для дальнейшего обучения и жизни.
   Профильные классы по выбору старших учащихся – это тоже дополнительные расходы, но удовлетворение образовательных потребностей детей, как записано в Законах «Об образовании» РФ и РС (Я), требует открытия и профильных классов, и факультативов, и введения дополнительных предметов развивающего характера.
   Приглашение преподавателей вузов в школы, стажировка выпускников в вузах, научно-исследовательская работа, организация вступительных экзаменов на базе школ – всё это этапы выполнения программы непрерывного образования учащихся.
   В системе образования улуса более 40 лет существует детская спортивная школа, одна из первых в республике, которая достойно выполняет своё назначение. Тренерами школы подготовлены призёры СССР, чемпионы республики и России, кандидаты в мастера спорта. Мастер международного класса по вольной борьбе, чемпион Европы А. Соловьёв начинал восхождение к спортивной славе в сельской средней школе № 7 (филиал ДЮСШ) под руководством тренера А.С. Бубякина. Наши учащиеся-спортсмены доказали своё преимущество в лыжных гонках, горных лыжах, вольной борьбе, плавании, лёгкой атлетике, малом и большом теннисе и других видах спорта.
   Любая деятельность, особенно образовательная, связанная с воспитанием, обучением детей, сопровождается проблемами, из которых самая трудно решаемая – финансовая.
   Компьютеризация школ, без которой немыслимо современное образование, учебники нового поколения, учебное оборудование, здание школы – все эти вопросы требуют денежных средств. Руководители учреждений образования осваивают новые специальности в области менеджмента, маркетинга, экономики, финансов... Этого требуют жизненные обстоятельства.
   Если мы сегодня можем говорить об информатизации школ и писать, что почти 40% их обеспечены компьютерной техникой, в этом заслуга руководителей, сумевших совместно с родителями и попечительским советом решить эту проблему.
   В Алданском улусе создана целостная структура всех ступеней образования и разнообразных учебных заведений. Программа развития образования будущего, 21 века, ставит целью объединить всех осознающих ведущую роль образования в развитии экономики улуса, республики, страны, в формировании нравственной культуры в обществе и создании духовной личности. Получат дальнейшее развитие новые типы школ в городах, посёлках и сельской местности (дистанционное, семейное, индивидуальное). Наши старшеклассники должны быть подготовлены к единым выпускным экзаменам, которые будут приниматься независимой комиссией, проявить готовность, выдержать конкуренцию и учиться в любом престижном вузе в РФ и за рубежом, а главное – они должны быть подготовлены к жизни.
   Сегодня в наших дошкольных учреждениях воспитываются 2700 детей, более 8000 ребят обучаются в дневных школах, более 300 – в открытых школах для работающей молодёжи, более 1200 занимаются в ДЮСШ. Их обучают 1200 учителей и воспитателей, более половины из которых с высшей и высокой категорией, 6 заслуженных работников образования, более 40 отличников образования, 5 аспирантов, 1 доктор наук, 1 академик, 84 стипендиата международного фонда «Дети Саха-Азия». И учащиеся, и учителя, и воспитатели, и родители, все работники образования свои усилия направляют на реализацию программы «Дети – творцы 21 века».

А. Люгай,
начальник школьного отдела.


«Алданский рабочий», № 163-164, от 2 ноября 2000 года.
© 2010-2016 Aldanweb 16+
Сайт управляется системой uCoz