Новая технология подготовки полигонов
Меню сайта


Для нас важно
Достаточно ли, на ваш взгляд, информации об Алдане в Интернете?
Всего ответов: 12


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Добро пожаловать, Гость · RSS 28.06.2017, 07:20

Новая технология подготовки полигонов


   Главным резервом роста производительности труда драг является качественная подготовка полигонов. Поэтому достигнутую славу дражники должны разделить с бульдозерными бригадами, которые работали, очищая дражные полигоны от леса, кустарника, создавая условия для оттайки вечной мерзлоты, убирая торфяной слой. Они строили водоудерживающие дамбы для создания прудков, которые предохраняли полигоны драг от зимнего промерзания.

   Для подготовки полигонов применяли различные методы. Так, первый способ оттайки мерзлоты – это проведение парооттаечных работ. Суть его заключалась в том, что пар от котельной установки подавался через трубы в переднюю часть забоя, где и происходила его оттайка. На полигоне драги № 78 производились испытания для ранней оттайки полигона с помощью плёночного покрытия. Все эти способы подготовки полигона требовали много затрат и большой трудоёмкости, поэтому в 60-е годы постепенно заменились новым, прогрессивным – радиационным способом. Впервые массовая подготовка дражных полигонов радиационным способом началась на участке «верхний Куранах», где начальником был П.Ф. Вырва. Этот метод заключался в том, что оттаявшую часть полигона в летнее время бульдозерами убирали за контур полигона, чтобы тот не промерзал, его затапливали водой, делая прудки. Весной воду из прудков спускали, и процесс повторялся. Через три-четыре года полигон был полностью готов для отработки его драгой. Новый метод оказался наиболее прогрессивным и был распространён по всей золотодобывающей промышленности. Объёмы переработки горной массы постоянно увеличивались. В 1971 году многие бульдозерные бригады добились отличных трудовых успехов. Лучшей из них была бригада Леонида Михайловича Пономаренко. В неё входило 8 бульдозеров. Она достигла рекордной выработки в расчёте на один бульдозер за летний период – 80 тысяч кубометров. Второе место в соревновании заняла бригада бульдозеристов, руководимая очень опытным бригадиром Фёдором Ивановичем Кормухиным. Третье место заняла бригада Юрия Захаровича Купченко. Все они работали на бульдозерах С-100 (мощность бульдозера Челябинского тракторного завода =100 л.с.). Позднее эти машины начали заменяться импортными и шагающими экскаваторами. Накопив опыт работы на импортных бульдозерах, наши машинисты добились рекордной производительности. Так, экипаж бульдозера Д9Ж Владимира Семёновича Рагозина в 1980 году переработал 580 тысяч кубометров горной массы. Таких же высоких успехов достиг и экипаж И.Ф. Гринченко. Владимир Семёнович Рагозин после службы в армии приехал в Алдан по набору молодёжи на строительство Куранахской фабрики. Здесь он начал осваивать профессию машиниста бульдозера. В это время предприятие начало закупать американские бульдозеры Д9Н, Д9Л, 41Н, Caterpillar.
   Освоив новые модели американских бульдозеров, он выступил с инициативой создания комплексной бригады, состоящей из машинистов бульдозеров и ремонтной службы: слесарей, электросварщиков, обслуживающих эти бульдозеры. Это позволило снизить простои и увеличить производительность – выработку на один бульдозер. За достижение высоких производственных показателей и проявленную инициативу он был награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени. По итогам 11 пятилетки и за большие заслуги в развитии золотодобывающей промышленности Якутии ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением второго ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Коммунисты Якутии избрали его делегатом на XXVII съезд КПСС.
   В семидесятые годы прошлого столетия впервые в Якутии на подготовке полигонов для драг Алдана проходил испытание шагающий экскаватор ЭШ 10/70. Применение этой техники позволило обновить горную технику подготовки дражных полигонов. Первыми машинистами, осваивающими высокопроизводительную машину, были В. Бордаковский, А. Жибров, В. Дьяконов, В. Костюков. На второй год работы экипаж экскаватора переработал за год 1226 тысяч кубометров, что равнялось работе 18 бульдозеров в стосильном исчислении. В те годы опыт работы алданских машинистов шагающих экскаваторов передавался дражникам «Джугджура», что позволило им в короткий срок освоить передовые методы труда и достичь миллионной выработки. Эти горные «работяги» и сегодня работают на полигонах «Алдголда».
   В честь 85-летнего юбилея необходимо вспомнить и опытных горных мастеров, которые круглые сутки работали на подготовке полигонов для драг. Среди них А.П. Волошин, Н.В. Мальцев, Н.Е. Щербань, Е.М. Гулик, Е.Б. Черенцов. Механиками бульдозерного парка были Ю.И. Харченко, А.И. Борзенко, Б.С. Даркин, И.Ф. Колотьев, Н.А. Хинельцев, Г.Ф. Лысак, А.И. Бавыкин, Н.Т. Кривулин. Долгие годы работали на полигонах драг машинисты бульдозеров: В.С. Рагозин, И.А. Иконников, А.М. Климков, И.А. Бавыкин, А.З. Алпеев. А.З. Калинников, Ю.М. Черемных, Н.С. Дарькин. В.И. Корнев, Н.П. Тимкин, В.Т. Шевченко, С.Ф. Баннов, В.П. Хмаров, В. Саломатов, В.И. Иванов, И.Ф. Гринченко, В.П. Шевляков. В.А. Ян Цай, А.К. Сизинцев и многие другие, которые своим многолетним трудом вносили вклад в развитие Алдана. Своевременное внедрение новой производительной техники позволило коллективу прииска «Ленинский» на протяжении ряда лет успешно справляться с выполнением плана по добыче золота.
   Оглядываясь в прошлое и оценивая работу инженерно-технических работников прииска «Ленинский» с высоты сегодняшнего дня, хочется отметить, что в аппарате управления всегда работали мастера своего дела – высококвалифицированные специалисты. Мне бы хотелось вспомнить работников экономической службы, отдавших лучшие годы своей жизни обслуживанию производственных объектов. Так, в плановом отделе в разное время работали Б.М. Ширяев, П.А. Мерзляков, В.А. Жуковский, В.В. Лоскутов, З.А. Ершова, А.С. Даркина. Яркий след в экономике дражного флота оставили Пётр Алексеевич Карнышов, Иван Петрович Поветкин, под началом которых я начал осваивать основы нормирования труда на горных работах. И.П. Поветкин внедрил хозяйственный расчёт на драгах. На участках прииска были опытные работники нормирования труда – практики Н.И. Зекин, М.З. Ахметзянов, И.Г. Янушевский, М.П. Кудрявцев. В те времена из-за отсутствия централизованных норм выработки и норм времени на изготовление тех или иных деталей или работ нормировщики разрабатывали свои местные нормы. Они утверждались администрацией прииска и обязательно согласовывались с профсоюзным комитетом. Чего греха таить, случались иногда и споры по определению установления расценок на выполняемые работы. Главную бухгалтерию возглавлял Иван Григорьевич Белканов, ему помогали З.Д. Янушевская, М.К. Татаринова, А.И. Фалина, М.З. Берлова. З.М. Марчукова, М.А. Сорокина, Н.С. Белканова, которые не считаясь со временем, своей кропотливой работой подводили экономические результаты работы большого коллектива.
   Службу механиков и энергетиков возглавляли такие опытные специалисты, как Михаил Петрович Краснопёров, Юрий Иванович Суменкин, Виктор Александрович Ворокосов. Имея на драге по одному механику, они, несмотря на трудности того времени в снабжении запасными частями, оперативно решали вопросы по проведению планово-предупредительных ремонтов в эксплуатационный период и зимнего капитального ремонта всех драг и землеройной техники. Эти специалисты были тоже выпускниками Алданского техникума. В геологической службе прииска работали П.И. Маркендорф, А.Р. Витковский, А.К. Царицын, Нина и Галина Зуткис, Геннадий Власов. Службой маркшейдерского отдела руководил опытный горный инженер Пётр Силантьевич Матиенко. Участковыми маркшейдерами работали Павел Николаевич Киршанский, Георгий Андреевич Жуковский, Валерий Андреевич Власов. В их обязанности входил учёт объёмов горных работ 10 драг и 70 бульдозеров, составление маршрутов, проектирование строительства драг и мест их установки на зимний период. Дражники их называли «штурманами» драг. Службой обогащения руководила опытный обогатитель Любовь Павловна Ведмедь. Приёмом и увольнением рабочих, инженерно-технических работников и служащих занимались Борис Александрович Беляев и Александр Васильевич Первенецкий. Их задача была обеспечить все подразделения прииска высококвалифицированными кадрами. Имелся в аппарате прииска отдел по технике безопасности и промышленной санитарии. Продолжительное время работал в этой службе Андрей Яковлевич Голубь. Имея большой опыт работы непосредственно на драгах, он разрабатывал мероприятия по безопасной работе во всех цехах прииска. Всеми техническими службами руководил Степан Дмитриевич Солодков, ветеран дражного флота. Был награждён орденом Ленина. После ухода его на заслуженный отдых эту службу возглавил молодой энергичный инженер Александр Павлович Верхозин. Выпускник Иркутского горного института, он приехал в Алдан по распределению. Первые годы работал на драгах. Как энергичного, грамотного специалиста его выдвинули на должность главного инженера прииска. При его активном содействии продолжалась дальнейшая модернизация драг и совершенствование подготовки полигонов. Под его руководством проходили технические советы прииска, на которых коллегиально решались перспективные вопросы развития дражного флота.
   Необходимо подчеркнуть кадровую политику того времени. Обычно к руководству драгой, горным участком, прииском, комбинатом допускались практики с большим стажем работы, которые проходили все ступени служебной лестницы. Эти молодые специалисты, пройдя трудовую школу, впоследствии были первыми руководителями прииска «Ленинский» и Алданского района. С «плавающего корабля» начинал свою карьеру мой друг детства и юности Валерий Иванович Ситников. Нужно вспомнить, что он после окончания Иркутского горного института целый сезон стоял у пульта управления драги № 72, работающей по ключу Малый Куранах. Впоследствии он работал директором прииска «Ленинский». В более зрелые годы коммунисты района доверили ему партийную организацию района. Свой трудовой путь был у Валентина Петровича Фалина. С «плавающего корабля» начинал свой трудовой путь выпускник Алданского горного техникума (позднее заочно окончил Иркутский горный институт) главный инженер комбината «Алданзолото» Василий Тимофеевич Козловский. Будущие заместители директора «Алданзолото» Анатолий Фёдорович Бурсянин, Валентин Николаевич Слесарев начинали свою трудовую деятельность на полигонах малолитражных драг.
   Достойную смену вырастил себе один из старейших начальников драг М.И. Татаринов. Его сын Вячеслав тоже был руководителем одной из драг, впоследствии директором прииска. Нынешний глава МО «Город Алдан» Александр Бугай также является потомственным дражником. Его отец, Лука Афанасьевич, всю жизнь «плавал» сначала на малолитражных драгах, а потом на драге № 75. За многолетний труд ему было присвоено звание «Заслуженный металлург Российской Федерации». Александр Лукич также начинал свою трудовую деятельность с должности механика драги. Потомственным дражником был дважды орденоносный Николай Аллилуев. Его отец А.П. Аллилуев был одним из первых драгостроителей Алдана. Все они были достойными продолжателями плеяды старейших дражников А.Ф. Желвакова, Б.Г. Гусова, И.И. Ситникова, С.Д. Солодкова и многих других ветеранов, которые заложили фундамент развития дражного флота Якутии.
   Иван Иванович Ситников будучи первым руководителем прииска «Ленинский» большое внимание уделял социальным вопросам посёлков Ленинский и Верхний Куранах. При его активном содействии регулярно и своевременно в летний период проводился ремонт школ к учебному году. По его инициативе построена больница, амбулатория. Из-за отсутствия денежных средств строительство больницы велось методом «народной» стройки. Все строительные работы проходили под руководством В.Н. Подоплелова. Многие жители посёлка в свободное от работы время и в выходные дни приходили на строительство этого важного объекта. Активное участие принимали и комсомольцы, руководимые Альбиной Фалиной. Для молодёжи был построен спортивный зал, по тем временам один из лучших в районе. В посёлке активно велось строительство жилья. В рабочем клубе постоянно действовали кружки художественной самодеятельности. К праздничным дням местные артисты регулярно готовили концерты. Постоянно выступал хор, духовой оркестр. Необходимо вспомнить, что в нём активное участие принимали Георгий Шароватых, Михаил Копотилов, Василий Щербаков, Иван Катеринич, Алексей Першин, Максим Кудрявцев, Алексей Кагакин, Александр Первенецкий, автор этих воспоминаний, душой и постоянным руководителем был Михаил Кузьмич Кашкаров. Нужно отметить, что духовой оркестр в то время был единственным в районе, поэтому его часто приглашали на торжественные мероприятия Алдана. Директор прииска И.И. Ситников и председатель приискового комитета профсоюза А.И. Евстифеев постоянно поддерживали коллектив художественной самодеятельности, местных спортсменов, Участникам хора, футбольной команды ежегодно закупалась новая форма. Обновлялся музыкальный инструмент. При занятии призового места в районном смотре выделялись денежные поощрения, которые расходовались в основном за круглым клубным столом. В посёлке было построено своё футбольное поле, волейбольные площадки. Футболисты посёлка занимали призовые места в районных соревнованиях. Владимир Цирельников, Валентин Тютрин, Эдуард Дайнович впоследствии выросли в больших мастеров и защищали футбольную честь нашего района на республиканском уровне. жизнь кипела и на производственных объектах, и в социальной сфере.
   Сегодня трудовые традиции бывшего прииска «Ленинский» продолжает дражный флот ЗАО «Алдголд». Нужно отметить, что оно в тяжёлых условиях стремится не только сохранить дражную добычу на Алдане, но и с помощью пуска новой мощной драги нарастить объёмы золотодобычи. Ветераны дражного флота бывшего прииска «Ленинский» от всей души поздравляет коллектив с 85-летием дражного флота Алдана. Желаем дальнейших трудовых успехов, крепкого здоровья, счастья, благополучия вам и вашим семьям.

Ф. Марчуков,
ветеран труда.


«Алданский рабочий», № 141, от 27 сентября 2011.
© 2010-2016 Aldanweb 16+
Сайт управляется системой uCoz