Одним словом - БАТЯ! (Семён Викторович Летко)
Меню сайта


Для нас важно
Какая проблема, на ваш взгляд, наиболее актуальна для Алдана?
Всего ответов: 53


Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Добро пожаловать, Гость · RSS 27.04.2017, 19:58

Одним словом - БАТЯ!



   Он смотрел в иллюминатор и не видел ровным счетом ничего: ни провожающих, удалявшихся с каждой секундой, ни тайги, ни серого покрытия взлетной полосы. Перед глазами стояла пелена, сотканная из обид. В сердцах, торопливо собирался Семен Викторович, поэтому в его дорожной сумке не оказалось даже газеты, которая хоть немного смогла бы отвлечь от тяжелых мыслей.
   - Не хотите почитать прессу? «Алданский рабочий», «Труд», «Известия», - предложила, словно прочитав мысли пассажира, стюардесса.
   - Пожалуйста, местную, - откликнулся мужчина.
   На первой странице «Алданки» красовался бойкий заголовок, под которым была помещена не менее бравурная информация об успехах передовиков. Тонны перевезенной горной массы, имена передовиков. Раньше такая заметка, да еще с его собственной фамилией, прибавила бы гордости. Но теперь она прозвучала уколом. «Пишут одно, а думают другое», - горько ухмыльнулся Семен Викторович. У него в ушах до сих пор звучали обидные слова, услышанные накануне от руководителей Куранахской автобазы технологического транспорта, где работал уже давным-давно. «Знаю я тебя, работягу, по Мирному!» - прозвучало многозначительно и с явным подтекстом. Надо понимать так, что он, Летко Семен Викторович, никудышный рабочий? Или вспомнили его «антикоммунистическое» поведение многолетней давности?
   Жестким получился разговор на работе. После такого либо униженным возвращаться, либо искать третейского судью. Мужчина выбрал второе. Проведя бессонную ночь в мысленном диалоге с обидчиками, наутро отправился в аэропорт. На борту оказались свободные места. И вот он на пути к столице, к тому, кто сможет, выслушав, принять справедливое решение.

ИЗ ДНЕВНИКА НАСТАВНИКА: «Был разговор с начальником, он самолично лишил целевого вклада на автомобиль одного из моих воспитанников. Однако к другим такие меры не применяются. Что за выбор для показательного наказания? Я до крайности возмущен. Разве можно так работать с людьми? Будем бороться... Бригаде постоянно чинят искусственные препятствия.    И еще. Другого моего парня не переводят работать на 75-тонный БелАЗ, хотя тот и закончил курсы. Мотивируют тем, что он хороший слесарь, а таких не хватает. Опять несправедливость».

   Но чем ближе он подлетал к Якутску, тем больше одолевали сомнения: стоит ли выносить сор из избы? Чего вообще он добьется, пожаловавшись? Семен Викторович наверняка знал, что его выслушают в объединении «Якутзолото» с уважением, постараются помочь. И все же сработал внутренний стопор. Письмо, написанное на имя генерального директора, так и не было передано адресату. Много лет прошло с тех пор. Сохранились черновики, несколько вариантов. В каждом что ни строчка - то боль, оставшаяся в сердце ветерана да на тетрадных листах. Спустя годы, просматривая свой архив, Семен Викторович перечитал написанное раньше и тут же приписал: «Как хорошо, что я не отправил это письмо...».
   Хотя он и встретился в объединении со своим непосредственным руководителем и поговорил с ним, что называется, по душам, обиду все-таки пережил самостоятельно. Сам себе был и судьей, и адвокатом, и присяжным. Несколько дней, что провел в Якутске, стали для него временем, которого прежде не хватало для раздумий. Ходил по улицам и просто думал.
   Чем была до сих пор его жизнь? Чередой успехов, перемежавшихся неудачами, или безудержным порывом что-то изменять, добиваться, требовать?
   Ну, не дал Бог творческой профессии, не наградила судьба образованием и протекцией, позволяющими занять высокий пост. Зато жив в душе неугасающий огонек и есть рабочая специальность, которая может не только прокормить, но и дать нечто большее. Словосочетание «рабочая гордость» ушло из нашего лексикона, но, к счастью, осталось в памяти таких неисправимых романтиков труда, как Семен Викторович Летко.

ИЗ ДНЕВНИКА НАСТАВНИКА: «Первые большегрузные автомобили в Якутию прибыли в 1966 году сначала в Мирный, потом, через три года, - в Алдан. Мне повезло, что принимал участие в их перегоне. Работал на БелАЗах и учил молодых водителей управляться с этой современной техникой. В 1977 году смогли сесть за руль мощного автомобиля выпускники Якутского СПТУ № 1».

   ...Он проходил квартал за кварталом и вспоминал, вспоминал. Оставшись наедине с прошлым, «вынул» из забытья события давней поры. В пятнадцать лет пошел работать на военный завод, а уже в восемнадцать получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Участник трудового фронта, а по сути, еще совсем мальчишка, он рассудил как умудренный опытом мужчина: «Надо идти от цели к цели». И пошел по намеченному пути. Наверное, строки эти слишком походят на те, что слагали во времена культа компартии. Но из судьбы, как из песни, слов не выбросить. И если человек всю жизнь был тружеником, почему бы об этом не сказать?
   В пятидесятые годы Семен Викторович вместе с геологами участвовал в открытии трубки «Мир». Алмазный край принял его поначалу дружелюбно. Шоферы здесь были нужны, а особенно такие, у которых энергии хоть отбавляй.
   В 1961 году молодой человек устроился в автобазу объединения «Якуталмаз». Показатели росли, и пропорционально этому подъему увеличивалось внимание к рабочему. Вскоре Летко возглавил экипаж, ставший отличником соцсоревнования, вошел в бригаду коммунистического труда, стал обладателем звания «Лучший по профессии», депутатом Мирнинского горсовета, внештатным инструктором ЯОСПС..., членом партии. И надо же было влюбиться как раз в то время, когда его звучную фамилию занесли в Книгу почета треста! Влюбиться, будучи уже женатым.
   «Непростительно, - единодушно высказались товарищи по партии. - Ничего не поделаешь, придется исключать из наших рядов». Казалось, некоторые еле скрывали тайную радость от возможности поставить на место «выскочку-передовика». Слишком быстро начал расти. Кому такое понравится? Летко исключали безжалостно. Да и он в общем-то не жалел, что случилось так, а не иначе. Не стал виниться, отрекаться от любимого человека. Судьба подарила им с Валентиной Александровной много счастливых дней. Больше сорока лет живут они в мире и согласии. Для этой дружной семьи стала родной алданская земля, поселок Нижний Куранах. Здесь появились друзья, новые трудовые победы, без которых Семену Викторовичу спокойно не жилось. «Неужели опять появились завистники?» - этот вопрос то и дело всплывал на поверхность обиженного самолюбия во время прогулок по якутской столице. Иначе как можно было расценить злые выпады коллег, подозревавших Летко в корысти, в стремлении к наградам? Всегда найдется человек, которому может показаться подозрительным пристрастие другого к труду.
   С высоты лет на ту сложную ситуацию можно взглянуть философски и даже сделать если не оригинальный, то весьма уместный вывод: умение работать - ценность, на которую, к сожалению, есть кому посягнуть. На этот раз у Летко не отняли возможность заниматься своим делом, не нашлось больше закавык в его биографии. Если Мирный пришлось оставить по молодости лет и неопытности, то из нового дома не сумел бы его выжить даже самый искусный интриган. Страсти понемногу утихли, работа осталась. И память о том, что Семен Викторович одним из первых осваивал в Алданском районе БелАЗы.
   Его опыт и смекалка помогли сотням начинающих водителей. Тысячи километров на его «личном спидометре», маршрут же в основном один: рудник «Куранах» - золотоизвлекательная фабрика. Оперативный ремонт техники, организация труда без простоев - обо всем этом заботился экипаж без понуканий, зная, что это непременно скажется на показателях. Жил водительский коллектив, как и все, пятилетками. План девятой выполнил за четыре года и шесть месяцев, десятой - за четыре года и два месяца. И сейчас в архиве Летко хранятся удостоверения ударника нескольких пятилеток, документы, напоминающие о победах в соревновании. Казалось бы, лавров было достаточно, но Семену Викторовичу зачем-то понадобилось брать на себя очередную обузу.

ИЗ ДНЕВНИКА НАСТАВНИКА: «Новая забота - избрали председателем комиссии по борьбе с алкоголизмом. Готовлю лекцию, а на прошлом заседании речь шла о трех работниках автобазы. Меры приняты.
   Очень жаль, что С. во время отпуска нарушал дисциплину в общежитии. Пришлось с ним серьезно поговорить. Он извинился. Сказал, что все понял...».


   Создавая комсомольско-молодежную бригаду, натерпелся наставник немало. Коллектив из восемнадцати человек получился разношерстным и поначалу трудноуправляемым. В работе с молодыми ребятами пришел на выручку педагогический талант бригадира. Но дальше, как говорится, больше. Летко выступил с идеей организовать горнотранспортный комплекс. В него вошли три экскаватора, три бульдозера, ремонтная группа и 24 БелАЗа. Сто сорок человек, и для всех план один. Подобных бригад раньше в объединении «Якутзолото» не было. Новый коллектив возглавили шофер С. В. Летко и экскаваторщик В. И. Ломакин. Впоследствии транспортники обособились, и комплекса как такового не стало, но идея жива. Сейчас она звучит по-новому, выглядит более масштабно, ведь объединены уже не отдельные звенья, а весь горнорудный комплекс золотодобывающего предприятия.
   В 1978 году бригада Летко начала работать в комплексе, а в 1983 году Семен Викторович был награжден медалью «Ветеран труда». В 1986 году он обратился к руководству автобазы с письмом. Именно с письмом, а не заявлением. Изложив свои соображения по поводу дальнейшей работы своего коллектива, попросил освободить его от бригадирства.
   «Четвертый год на пенсии, не могу выдержать нагрузки по состоянию здоровья», - аргументировал ветеран. Согласились на предприятии с доводами, только вот совсем с производства Семена Викторовича не отпустили. Предложили ему должность, которой во всей Якутии до тех пор не было.

   «НАСТАВНИК МОЛОДЕЖИ» - записано в трудовой книжке. Семен Викторович занимал эту должность до 70 с небольшим лет. Каждое утро спешил на работу, всегда подтянутый, готовый вступить в бой за своих воспитанников. По-отечески отстаивал их, что бы ни натворили.

ИЗ ДНЕВНИКА ВЕТЕРАНА: «Были с Даниловым на приеме у директора по поводу оборудования спортзала для любителей бокса. Вопрос теоретически решен. Теперь нужно приложить руки. Ничего, справимся. Только бы не заел быт».

   Старая папка с документами может поведать немало случаев из жизни выпускников Якутского СПТУ-1, решивших попробовать себя в золотодобыче. Всякое бывало: и дисциплину нарушали, и даже попадали в милицию. Но, дав наставнику слово исправиться, причем письменно, старались его не нарушать. Большинству это удавалось. Тепло отзывается о воспитанниках Летко:
   - Почти из несмышленышей, пришедших после училища, получились просто замечательные парни. Вот Николай Румянцев. Работал на БелАЗе, был награжден орденом. У него поистине золотые руки...
   Помогая друг другу, живут наставник и его воспитанники и сегодня, спустя много лет. Такая дружба согревает душу, особенно в юбилей. Семену Викторовичу исполняется 85. Накануне серьезной даты вспоминает о былом, о самых ярких эпизодах.

ИЗ ДНЕВНИКА ВЕТЕРАНА: «Текущая работа: договорился о месте в яслях для малыша Павла. Так бы легко решить другую проблему - начать строительство домов для моих ребят, выпускников СПТУ.
   Да, забыл. Надо побеспокоиться о работе для жены Туласынова. А то ведь ей каждый день приходится на дорогу тратить по два часа. Шутка ли, ездит в улусный центр... Завтра же пойду к главврачу местной больницы».


   Нет у Летко любимчиков, и все же о некоторых ветеран говорит с особой теплотой. Как не отметить А. Азарова, получившего орден, или, к примеру, Д. Туласынова, ставшего заслуженным автомобилистом России? Как не порадоваться за А. Ушницкого, работавшего начальником смены на автобазе? Их успехи - его радость, дополнил которую указ, подписанный Борисом Ельциным, о присвоении Семену Викторовичу почетного звания «Заслуженный наставник молодежи РСФСР». Было это в 1991 году, но до сих пор случай в республике остается беспрецедентным. Нет других заслуженных наставников работающей молодежи в Якутии.
   ...Время расставило все по своим местам. Словно в доброй сказке, каждому воздалось по заслугам. Не работают давно злопыхатели, что попортили пожилому человеку немало нервов. А вот он по-прежнему улыбается, искрятся голубые глаза. Именно голубые. О глазах заговорила не случайно. Вспомнился забавный случай, рассказанный Семеном Викторовичем. Как-то в ходе одного из интервью на тему героизма пятилеток автор будущего очерка, давно уехавший из Алдана, предупредил своего героя: «Ты у меня будешь кареглазым, это для создания образа нужно». Думал Летко, что журналист шутит, оказалось - нет.
   «У меня вы будете настоящим, таким, какой есть», - так и подмывало сказать собеседнику. Сдержалась, повторив про себя мудрое изречение древнего философа Вовенарга: «Всяк по-своему видит предмет и рассказывает о нем в разное время по-разному». На этих строчках отложила ручку, вспомнив, что лет десять назад уже писала о Семене Викторовиче. Отыскав старую публикацию, пробежалась по газетному тексту. Хотя факты из жизни тогда приводились другие, общее настроение зарисовки было сродни теперешнему. Такой же получился Летко - правдоискатель и трудоголик. Выходит, ошибся античный мудрец, ведь о человеке цельном сколько ни пиши, один портрет получается. С годами иногда блекнут краски, а тут наоборот. Ради эксперимента предложила коллегам Семена Викторовича охарактеризовать его коротко. И получилась вереница из ярких существительных и прилагательных: «живой», «веселый», «упертый», «настойчивый», «беспокойный», «одним словом, батя для нас...».

Елена Лейкина.

«Алданский рабочий», № 170, 14 ноября 2012 года.
© 2010-2016 Aldanweb 16+
Сайт управляется системой uCoz