Открытие гидролинии Якутск – Незаметный
Меню сайта


Для нас важно
Устраивает ли вас качество информации, публикуемой в местных СМИ?
Всего ответов: 4


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Добро пожаловать, Гость · RSS 28.06.2017, 07:34

Открытие гидролинии Якутск – Незаметный


   В 1924 г. в посёлке Незаметный была создана первая старательская артель будущей золотодобывающей промышленности Якутии. Обескровленные 1-й мировой войной, революцией, гражданской войной, доведённая до крайней нищеты республика Советов нуждалась в пополнении запасов золота. Для обеспечения золотодобытчиков не выделялось достаточно продовольствия, одежды и прочего.

   Вот что писал исследователь истории авиации Ю.Н. Зуев: «Один пуд муки у железной дороги стоил 2 рубля, а в приисках 300 руб.» (1924-1925 гг.)
   О плачевном состоянии рабочего снабжения прииска Незаметный писал письмо Сталину работник ЦК профсоюза работников цветной металлургии и золотодобывающей промышленности революционер С.В. Васильев после своего посещения Незаметного и Ларинской (Невер) – базы снабжения «Главзолото» весной 1933 г.: «…На Алдане от бескормицы пали в эту зиму 750 лошадей, а здесь лежит склад ячменного фуража. На Незаметном от недостатка жиров, от недоедания, отсутствия овощей, лука, чеснока рабочие болеют цингой, а здесь склады ломятся от сухих фруктов, от мясных и рыбных консервов, от сливочного масла... Рабочие не видели трикотажа, а здесь склады ломятся от трикотажа, готового платья и раздают это в Ларинске. Не хватает обуви, бывают случаи, что не в чем спускаться в шахту, а здесь целые склады сапог и ботинок, распределяют между собой. Здесь не хватает рабочей силы для золотодобычи, а в Ларинске зимой завербованные рабочие мёрзли на улицах, в ночлежках находилось до 5 тысяч человек...». Ларинск (Б. Невер) находился в 750 км от Незаметного. Письмо Сталину стало предметом обсуждения и принятия мер на заседании ЦК партии. Всеякутский съезд постановил: «Развивающаяся культурная и экономическая жизнь в республике требует более быстрой связи с центром, и такая связь достигается организацией воздушного сообщения... чтобы в ближайшее время была осуществлена воздушная связь с Незаметным».
   Понимая необходимость установления воздушной связи для Якутии, правительство Советского союза принимает меры к тому, чтобы наладить регулярные полёты самолётов по трассам северо-востока страны. Во исполнение решения началась активная работа руководства республики с Правительством СССР и правлением «Добролёта».
   Вернувшаяся первая воздушная экспедиция с Незаметного 9 сентября 1929 года пришла к заключению, что воздушная связь по маршруту Якутск – Незаметный возможна по двум вариантам: первый – на гидросамолётах с посадкой исключительно на воду и второй – Якутск – Амга – Незаметный самолётами, приспособленными для посадки на грунтовую авиаплощадку, причём на Незаметном возможно строительство аэродрома. Поэтому было решено, что рациональнее остановиться на сухопутном варианте Якутск – Кочекатцы – Амга – Незаметный и в будущем Нагорный – Невер.
   О том, как встречали экспедицию, вспоминает лётчик М.Т. Слепнёв:
   «В Томмоте экспедиции устроили торжественную встречу, не отдыхая, взяв пассажиров, слетали на прииски поздороваться со старателями, которым сбросили с самолёта несколько тысяч листовок. ночью экспедицию увезли с прииска, где пять дней участники не принадлежали себе: их водили по шахтам, пекарням, клубам: показывали все уголки живого, интересного и творческого на Алдане. Из впечатлений полёта можно сделать заключение, что полёты на одномоторных самолётах нецелесообразны, систематически возить пассажиров через 500-километровое пространство тайги не представляется возможным, правильно поступили алданцы, затребовав для работы трёхмоторный самолёт и собрав для этого за три дня около 75000 рублей. На всех собраниях чувствовалась боязнь людей, что район обойдёт воздушная линия. Тунгус, якут, русские и китайские горнорабочие требовали, чтобы самолёт садился в Амге, Учуре, Незаметном. Местное население, первый раз видевшее самолёт, сразу честно признавалось в его острой необходимости. 11 сентября 1929 г.».
   2 июня 1930 г. в Якутск прибыла экспедиция «Добролёта» в составе начальника экспедиции, военного лётчика Помазанова, инженера Пивоварова и механика-изыскателя Сизова. Целью экспедиции было изыскание и оборудование воздушного пути Якутск-Невер. С расчётом наладить к осени нынешнего года воздушное сообщение Якутск – Незаметный и в последующий год прииск Незаметный – Невер. Вся линия в целом должна была сократить путь и понизить стоимость пассажирских билетов, а также увеличить количество пассажиров с 850 до 2600 человек на трёхмоторном самолёте АНТ-9, который поднимает 8-9 пассажиров.
   С 15 июня по 1 августа экспедицией было намечено пройти от Якутска до прииска Незаметный – 535 км вдоль строящейся Амуро-Якутской магистрали изысканием трёх аэродромов, их инструментальной съёмкой и определением стоимости. С 1 августа по 15 октября от прииска Незаметный до станции Невер – 667 км с изысканием 5 аэродромов. Остальной путь до Незаметного должен быть пройден вьючным транспортом. Работа экспедиции столкнулась с большими трудностями: количество работников было ограниченным, довлели неблагоприятные географические и метеорологические условия, а главное – вечная мерзлота почвы.
   18 июня 1930 года начальник Якутской аэростанции сибирских воздушных линий «Добролёта» Пляскин доложил, что геодезические работы алданской экспедиции по разбивке Якутского аэродрома закончены.
   В документах сообщалось, что линия Якутск – Незаметный – Рухлово (Сковородино) организуется сухопутной протяжением в 1000 км, на этом протяжении должно быть построено четыре аэродрома и такое же количество посадочных площадок. Пункты аэродрома были намечены следующие: Якутск, Незаметный, Нагорный и Рухлово, посадочные же площадки должны быть построены по одной между перечисленными аэродромами. Стоимость строительства определялась в 1550,0 тыс. рублей, учитывая затраты на приобретение самолётов, авиадвигателей, запасных частей, общая сумма затрат на организацию линии Якутск – Рухлово запроектирована в 2809,0 рублей.
   Алданскую линию предполагалось закончить к 1 сентября 1931 г. лишь при условии моральной и материальной поддержки со стороны Якутского правительства и общественности.
   В 1931 году в Томмоте была построена небольшая авиаплощадка для приёма самолётов на колёсном шасси. С этого времени начинается регулярное воздушное сообщение Алдан – Якутск, которому в этом году исполняется 80 лет.
   О воздушной навигации в 1931 году начальник Якутской станции ГВФ П.В. Никифоров сообщал: «Нынешняя навигация будет открыта вслед за льдом. Предполагаются регулярные почтово-пассажирские рейсы до 5 самолётов. Стоимость полётов 510 руб. Рейсы мощных самолётов на алданскую землю намечаются приблизительно в 4-м квартале. С 1932 г. приступят к строительству аэропорта. План и проекты уже готовы, подготовительные работы к строительству уже начаты. В будущем году намечена постройка мастерской, также намечается постройка аэровокзала, здания станции первого класса, ангар на два самолёта АНТ-9, электростанции и бензохранилища с техоборудованием. А в авиастроительство будет привлечено коренное население, будет проведена работа по подготовке кадров авиаработников. Изыскание воздушной линии Якутск – Рухлово закончено. Места найдены и запроектированы. В 1932 году приступят к постройке алданской сухопутной линии...»
   Работы по строительству аэростанции на Незаметном были поручены алданской конторе, которая подчинялась Якутстрою. Строительство шло медленным темпом, так как местная организация в первую очередь решила строить гараж, почту, аптеку. Строительство же аэростанции планировалось начать в последнюю очередь, несмотря на полное финансирование стройконторы Главвоздухфлотом, начиная ещё с февраля 1931 года. Такое отношение к строительству ставило под угрозу организацию зимних полётов Якутск – Незаметный.
   В 1935 г. жители Незаметного построили взлётно-посадочную площадку для приёмов самолётов только зимой. Первым начальником площадки был назначен Василий Павлович Калинин, прибывший из Хабаровска. 15 ноября этого же года в Незаметном приземлился первый самолёт Р-5. на борту которого находились лётчик Аркадий Романович Романов, бортмеханик Михаил Тулупов и моторист Михаил Кириллов.
   Р-5 был почтово-пассажирским самолётом-разведчиком, деревянной конструкции с матерчатой обшивкой крыльев и фанерной обшивкой фюзеляжа. Его лётные испытания начались с 1928 г. и в течение 6 лет было построено около семи тысяч машин различных модификаций. В Персии на международном конкурсе самолётов этого назначения самолёт Р-5 занял первое место, он сумел опередить новейшие конструкции Англии, Франции и Голландии. В начале 30-х годов это был один из лучших самолётов-разведчиков, у которого немало заслуг в освоении воздушных просторов Сибири и северо-востока страны.
   В течение первой зимы самолётами Р-5 было выполнено около 100 рейсов, перевезено 96 пассажиров и 20 тонн груза. Техническое обслуживание проводили Вениамин Степанович Флусов (участник ВОВ, сбил семь вражеских самолётов и награждён боевыми орденами и медалями, в 1946-1948 гг. работал начальником аэропорта Алдан) и Багдасэров.
   С открытием гидролинии Якутск – Незаметный самолёты стали летать на алданские прииски регулярно, возили почту, пассажиров. Лётчиков не пугали большие расстояния и капризы погоды нашего сурового края.

И. Саддаров,
отличник Аэрофлота СССР,
Л. Грызлова,
старший научный сотрудник Алданского историко-краеведческого музея.


«Алданский рабочий», № 121, от 23 августа 2011
© 2010-2016 Aldanweb 16+
Сайт управляется системой uCoz