«Стала вехой на жизненном пути» (Алданская школа рабочей молодёжи)
Меню сайта


Для нас важно
Состоите ли Вы в сообществах, посвящённых Алдану, в различных соцсетях и как много их у Вас?
Всего ответов: 16


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Добро пожаловать, Гость · RSS 28.06.2017, 07:35

«Стала вехой на жизненном пути»


   Алданской школе рабочей молодёжи (так она называлась в годы нашей учёбы в ней) исполняется 60 лет. Тогда, в 1961 году, ей принадлежало всё здание по улице Дивизионной. Классов было больше, два восьмых – это точно. И более 20 учеников в каждом. Школа, конечно, оправдывала своё название – рабочей молодёжи. Без справки с места работы не записывали. А какие парни учились в те годы! Прошла как раз массовая демобилизация в рядах Советской Армии, ребят отправляли осваивать север, а они после армии хотели продолжать образование. И когда я вижу сейчас у подъезда школы мальчишек 14 лет, то сравниваю их с учащимися той поры. Да, времена изменились. И причины, приводящие нас в вечернюю школу, были тогда другими. Не в каждой семье родители могли позволить учить сына или дочь 10 лет, а тогда как раз в дневных школах ввели ещё 11 класс.
   Мы шли работать после семилетки, чтобы прокормиться и помочь родителям поднимать младших. У кого-то одна мать тянулась на семью. Мы были первым родившимся после войны поколением, а старшие наши товарищи и подруги пережили войну. Так или иначе последствия её ощущались ещё и в 60-х годах. А учиться хотелось, и школа, в прямом смысле этого слова, нам помогла.
   Что я собой представляла тогда, придя в ШРМ? Девочка, окончившая 7 классов школы № 1 с осенней переэкзаменовкой по алгебре. Ну, читала много книг, брала во всех библиотеках, какие были в городе. Художественную книгу вкладывала в алгебру – называлось «готовлю домашнее задание». И то, что я вчера ещё у той же Эльвиры Романовны Афанасьевой мало что понимала по химии, здесь, вызванная к доске, в каком-то озарении в формулах расставила всё по местам, решила, как надо. Я до сих пор храню в душе это своё удивление, как будто с меня сдёрнули пелену непонимания. Этот миг и стал моментом моего осознания самой себя. Наверное, каждый человек ощущает нечто подобное в своей жизни.
   Эта же школа подарила мне самую верную дружбу в жизни. Вера Лебедева, Вера Алексеевна Токарева, как знали её в Алдане, врача-терапевта. Три года ШРМ буквально породнили нас. И когда в студенческие годы я, живя на 28 рублей стипендии, оказывалась в тисках крайней нужды, она, сама студентка, подбрасывала мне денег. Сейчас Вера живёт в Псковской области. Недавно поздравляла её по телефону с днём рождения. Как видите, школьная дружба имеет одно хорошее свойство – не стареет.

   Нашему классу повезло на нестандартных, сильных и волевых ребят. Из числа демобилизованных пришёл в класс Александр Воронов. Сдав экстерном экзамены за 8 и 9 классы, он просто блестяще учился. Окончил политехнический институт, руководил машиностроительным заводом на Урале.
   Недавно ушёл из жизни Виктор Александрович Винокуров, которого не надо представлять. Его знал не только район, но и республика. Окончив Харьковский юридический институт, он посвятил свою жизнь родному городу. Нелёгкая доля народного судьи, может, и укоротила век нашего ровесника, так рано обделила его сыновей отцовским вниманием.
   Помнят и знают в городе Николая Семёновича Разинского, лётчика, командира экипажа, окончившего Ленинградскую воздушную академию.
   Геннадий Шкуро окончил высшее морское училище во Владивостоке, плавал по морям-океанам. Сейчас бизнесмен, организовал своё коммерческое предприятие.
   Окончили институты после ШРМ Юра Галицкий (Хабаровский политехнический), техникумы – Галя Тен (Савченко), Алексей Никитин, Геннадий Ильин, Людмила Чазова. Жалеем, что потеряли из виду Володю Баженова. Такой был умный, целеустремлённый юноша, из тех, кто в жизни чего-то добивается.
   Последний раз мы классом собирались (те, кто жил тогда в городе), в 1985 году, когда из Хабаровска Юрий Галицкий приезжал. Это были вечер и ночь воспоминаний на квартире у Н.Г. Кучковской. А потом, под утро, шли по улице Дзержинского и пели песни. Запевалой был Виктор Винокуров.

   А какие замечательные учителя были у нас! Мало того, что они работали в дневных школах, они преподавали ещё и в вечерней: учителей и тогда не хватало. Вот были подвижники!
   Примером стоицизма, несгибаемой воли нам служила Нина Георгиевна Кучковская. Я не ошибусь, если скажу, что многие, читающие эти строки, сразу представили её, нашу Нину Георгиевну, ведь с 1958 по 1984 год она преподавала русский язык и литературу в ШРМ. Это сколько же учеников прошло через её руки, сколько душевного тепла она раздарила всем нам! Перенесшая в детстве полиомиелит, она выдержала 8 тяжелейших операций, но они мало чем ей помогли: передвигалась с помощью костылей, однако на инвалидность не соглашалась. Человек такой трудной судьбы, хотя бы когда повысила на нас голос или сорвалась на раздражительность – такого не было. Мы тянулись к ней, ходили к ней в гости, приезжая на студенческие каникулы. А когда школа готовила вечера встречи выпускников, её квартира превращалась в штаб. И не только наш класс встречался у неё, когда приезжал кто-то из одноклассников, но и другие выпуски тоже. Пусть светлую память о ней хранят сердца тех, кому она дарила своё тепло, доброту и знания.
   Мы радуемся за учителей, когда узнаём о признании их заслуг. Фонд Сороса отметил стипендией заслуги в обучении химии Эльвиры Романовны Афанасьевой, по опросам студентов, это уже в 90-е годы. Помню, как я обрадовалась, открыв авторитетный в среде математиков журнал «Математика в школе» и увидела статью «Система учёта знаний на уроках математики» Т.П. Орешкиной. Потом и «Учительская газета» отмечала эту статью как одну из обоснованных и серьёзных. А это что-то значит, когда два таких учительских издания отмечают работу педагога. Может, поэтому и поступали мы в высшие учебные заведения чуть ли не всем классом, что нас учили такие учителя!
   Да, ШРМ стала вехой на нашем жизненном пути, вехой значительной, можно сказать, определяющей в наших судьбах. Полученное образование позволяло нам более уверенно себя чувствовать в жизненных ситуациях, распорядиться собой, быть более независимыми от людей и обстоятельств. И низкий поклон школе за это.

   Что же представляет школа сейчас? В наше время она была более казённой. Не было огромных вазонов с цветами. Обилие зелени радует глаз. Лёгкая школьная мебель, шторы на окнах. Заглядывая в классы, я думаю: «Почему же мы, считаясь школой для взрослых, сидели за обыкновенными партами?»
   Сама школа уже не ШРМ, а вечерняя (сменная). Среди учеников преобладают не бравые солдаты, а 14-летние подростки. И привели их сюда совсем другие причины, чем в своё время нас. Тревожное наше время, в первую очередь, бьёт по детям. Казалось бы, не война, но как им трудно: не сложилась учёба в обычной школе, на работу не устроиться, родители годами не получают зарплату, разваливаются семьи. Помнится, на заре перестройки был фильм «Легко ли быть молодым». Так вот, быть молодыми стало не легче, а труднее за эти годы. Не секрет, что и наркотики у нас распространены, и токсикомания, вызванная недоброй памяти противоалкогольной кампанией. И в школе, родной с первого класса, возникло непонимание. Кто же, как не вечерняя школа, поддержит ребят, уведёт от уличных соблазнов, от пустого времяпрепровождения, потому что есть у неё одно особое свойство: возвышать человека в его собственных глазах. Сколько бы тебе ни было лет, к тебе относятся как к взрослому – уважительно. И пропадает желание паясничать, баловаться на уроках. Ты осознаёшь, что ты хозяин своей судьбы, и возникает другое отношение к учителю, к урокам.
   Сейчас в школе учится более 300 юношей и девушек. За этих уже можно быть спокойными: они почувствовали вкус учёбы и будут заниматься до выпускного. Но ведь на следующий учебный год кто-то снова не захочет или не сможет пойти в дневную. И надо точно знать, будет ли вечерняя (сменная) школа работать для них, или её, как уже грозились в прошлом августе, закроют. А может быть, наш город пойдёт по пути Ханты-Мансийска, где объединили вечерние (сменные) школы и ПТУ и создали на их базе реальные училища?
   В апреле министерство образования России вынесло на заседание коллегии тему «О проблемах и перспективах развития вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений». А на состоявшемся после коллегии «круглом столе» анализировался опыт Ханты-Мансийска и других городов по созданию реальных училищ, он получил положительную оценку.
   У Алданской вечерней школы уже есть опыт работы с ПТУ, когда в 80-х годах учащиеся ПТУ обучались дополнительно и в вечерней имелось общее расписание. В этом случае станет возможным сохранение двух, не слабых в педагогическом и методическом отношениях (благо, теперь они находятся в подчинении одного министерства). И городские подростки не будут брошены на произвол улицы, не пополнят криминальную среду, устроят, получив профессию и образование, свою судьбу, а может быть, и своё дело.

   Так бы хотелось верить, что найдутся в нашей улусной администрации светлые головы и пойдут не по пути закрытия школы или лишения её своего здания, а возьмут то лучшее, над чем работает министерство образования России, и внедрят это в нашем городе. И будет она существовать и служить молодёжи ещё многие-многие годы.
   Поздравляю с юбилеем школы педагогов, учащихся и выпускников прошлых лет!

З. Исаева.

«Алданский рабочий» от 25 августа 1998 г.
© 2010-2016 Aldanweb 16+
Сайт управляется системой uCoz