Второе дыхание ФАД «Лена»
Меню сайта


Для нас важно
Легко ли вам ориентироваться на сайте?
Всего ответов: 47


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Добро пожаловать, Гость · RSS 24.06.2017, 07:21

Второе дыхание ФАД «Лена»


«Великая оленья тропа»

   Исторически так у населявших эти края эвенков называлась гужевая тропа из Забайкалья и с р. Амур через Яблоневый хребет к р. Алдан, Лене и их притокам. Потом в Южной Якутии нашли золото, и Восточно-Амурская золотоизвлекательная компания в 1870 году начала проводить изыскательские работы для обустройства тракта. Кстати, деревянные столбики с буквами ВАЗК иногда до сих пор можно встретить в этих местах. Глобальные революционные катаклизмы и последующая гражданская война похоронили эти планы и саму компанию.

   Федеральная дорога «Лена» для Республики Саха (Якутия) имела стратегическое значение. Эта круглогодичная транспортная артерия долгое время была единственным коридором, обеспечивающим её устойчивую связь с внешним миром. Не теряла она своего значения с появлением авиации, развитием речного флота. На рубеже XX и XXI веков в республику пришла железная дорога. В этом году она выйдет на правый берег р. Лена, напротив Якутска. Но интенсивность движения по ФАД «Лена» только растёт.
   С одной стороны увеличивается количество автотранспорта, с другой – железнодорожные тарифы кусаются. Предпринимателям удобнее по-прежнему совершить одну перевалку груза на ст. Беркакит, в начале «Лены», и потом доставить груз к дверям или воротам потребителя.

Ты помнишь, как всё начиналось

   В 1924 году на Алданском нагорье, у р. Алдан и по её притокам были обнаружены ураганные (стар. геологический сленг) запасы россыпного золота. Со всей России туда потянулись люди. Молодой республике тоже было нужно это стратегическое сырьё. Уже в 1925 году Советское правительство принимает решение о строительстве автомобильной дороги от станции на Транссибе Б. Невер на Якутск через Алдан, тогда прииск Незаметный. Старый почтовый тракт от Иркутска через Качуг на Якутск шёл в стороне и равнялся 2650 верстам. В архивах управления дороги «Лена» сохранились уникальные фотографии – разгрузка двух тракторов на ст. Б. Невер в 1929 году, затем «Фордзоны» работают на расширении «оленьей тропы», рабочие сооружают «лежнёвку» - укладывают брёвна, на которые потом настилается грунт.
   В 30-е годы дорога пришла в тогда уже г. Алдан и двинулась на Якутск. Но туда она пришла только после окончания восстановления народного хозяйства СССР после второй мировой войны. Сейчас, проезжая по этой дороге от Б. Невера до Якутска, не перестаёшь удивляться титаническому труду предыдущих поколений, обустроивших сквозной проезд на Якутск.
   1157 км дороги проходят в очень сложных горно-геологических и климатических условиях. На своём пути она пересекает сотни водоразделов – рек, речушек, ручьёв, болот. Причём болота, по-местному мари, встречаются на любой высоте, в горах, на вершинах сопок и т.д. 2/3 дороги пролегают по территории вечной мерзлоты. В 50-х и даже в начале 60-х годов продукты питания и другое оборудование в строящиеся посёлки дорожников на пути в Якутск доставлялись вертолётами.
   В 70-е годы упрдор Амуро-Якутской автомобильной дороги с центром в г. Алдане превратился в крупнейшее предприятие, оказывающее благотворное влияние на социально-экономическое развитие всех мест, где она проходила.

Только через аукционы

   Когда-то дорогу содержали и вели капитальные работы на ней ДРСУ. Теперь они стали ДЭПами. Сегодня они участвуют в торгах на общих основаниях. Многие директора ДЭПов убеждены, что если частнику замаячит выгода и прибыль на другом объекте, он может на него сбежать, предварительно сбив на торгах цену даже ниже разумного предела. В итоге обеспечивать проезд всё равно придётся делать ДЭПам. Таких случаев с содержанием участков трассы на ФАД «Лена» нет. Но по другим работам можно привести немало примеров, когда недобросовестный поставщик сбивает цену до такого уровня, что потом идёт к дорожникам или другим подрядчикам с протянутой рукой. Мол, а разве можно выполнить подобный объём за такие деньги?
   Как-то победитель торгов по нанесению дорожной разметки на одном из участков обратился к директору упрдора Г.А. Толстых с вопросом: а какими кисточками её наносят? Люди даже не подозревали, что разметку наносят специализированные дорожные машины. Изменений в ФЗ-94 о торгах, ограничивающих уровень снижения цен, ждут все, в том числе и дорожники.
   Чтобы не завершать разговор на слишком минорной ноте, отметим, что в этом году упрдор «Лена» провело 60 торгов на 823,5 млн. рублей, сэкономив 79,2 млн., как сказала нам начальник отдела планирования и торгов В.А. Свидерская, 65 млн. из них были дополнительно выделены по статье «капремонт» на другие объекты.

Большие планы

   Те, кому довелось в этом году проехать по автомобильной дороге «Лена», удивлялись тем масштабным изменениям, которые на ней происходят. В разных местах на ней трудятся сотни людей и сотни единиц техники. Наряду с мощными японскими бульдозерами и экскаваторами в карьерах дорожников можно встретить 45-тонные БелАЗы, принадлежащие ЗАО «Труд», мощнейшему иркутскому предприятию, передислоцировавшемуся на ФАД «Лена» с «Амура».
   Повсеместно отсыпаются и поднимаются самые проблемные участки автодороги. Во многих местах идёт спрямление и восстановление радиусов поворотов, капитальный ремонт мостов. Сотни небольших мостов были заменены на современные водопропускные трубы.
   Кроме содержания, дорожные работы подразделяются на ремонт, капитальный ремонт и реконструкцию. Первый предусматривает восстановление характеристик дороги до нормативного состояния, второй – повышение качественных характеристик, третий – перевод участков в более высокую категорию. В этом году в ФАД «Лена» три объекта капитального ремонта примерно по 10 км каждый и вводной объект – мост через реку Джалинда.
   Ряд участков дороги находится в ремонте. В этом году по этой программе впервые восстановили 80 км асфальтового полотна с использованием стекловолокна и двойной укладкой битума. По словам Г.А. Толстых, вместе с которым нам удалось проехать от Алдана до Якутска, после того, как завершены все работы на дороге «Амур», внимание к ФАД «Лена» со стороны исполнительной власти кратно возросло.
   В соответствии с Транспортной стратегией России-2020 теперь северо-восток России, включая Чукотку, Магадан, Камчатку, Якутию должен получить по «Лене» проезд до «Амура» и дальше. Поэтому у всех причастных структур к ремонтам и т.п. работам на ФАД появляется глобальный смысл в возрождении «Лены». Дорожники делают ещё один шаг к тому, чтобы приблизить сквозной проезд по автомобильной дороге по России.
   Не первый год на дороге работают ОАО «Сахатрансмеханизация», ООО «ОСРП», «Мостоотряд-43». В этом году к ним добавились ОАО «Бамстроймеханизация», «Дороги Саха», ООО «Мегастрой», «Стройсервис», «Брус».
   Очень большой объём работ выполняется по реконструкции. До 2014 года запланировано выполнить работы на 11 объектах, это примерно 110 км. После реконструкции и капремонта все обновлённые участки оденутся в асфальт. Работы по реконструкции ведёт ОАО «Дирекция строящихся дорог», «Дальний Восток». Специалисты упрдора «Лена» помогают контролировать ход работ.

Когда вся дорога оденется в асфальт?

   Из 1157 км дороги примерно треть одета в асфальт, 2/3 её имеют щебёночную дорожную одежду. Между асфальтовыми участками есть щебёночные разрывы. После того, как якутяне начали на своих автомобилях проезжать по дороге «Амур» - ровному широкому 2-, 3-, а местами и 4-полосному дорожному покрытию, люди стали всё чаще задавать этот вопрос. Ведь когда-то грунтовое покрытие на дороге Чита-Хабаровск имело щебёночное покрытие не только хуже, чем на «Лене», но и такие разрывы дорожного полотна, которые приходилось преодолевать на пароме либо на платформах по железной дороге. А теперь около Тынды на «Лене» сделали 6-километровый участок дороги, скоростная езда по которому доставляет всем удовольствие.
   На мой вопрос о перспективах всего асфальтирования «Лены» собеседники из числа руководства управления дороги ответили со сдержанным оптимизмом.
   Увязывание окончательного срока с наличием политической воли. Слишком большой объём предварительной истории надо сделать. Но то, что при сегодняшних темпах работ – это реально не в таком уж отдалённом будущем, согласны все. Вообще, внимание к дорожной российской сети дорог таково, что при таких темпах канет в Лету известная российская поговорка про две российские беды. По крайней мере, слово «дороги» придётся у неё убирать или менять гоголевское «две российские беды – дураки и дороги» на две российские беды по Чехову. У него это водка и злая жена.

Две беды грунтовых участков «Лены».

   Щебёночная дорожная одежда, которой покрыты 2/3 «Лены», нуждается в особо бережном уходе. Иногда её до самого земполотна разрезают колёса грузовиков. Сегодня в погоне за прибылью частник везёт груз, сколько можно на его автомобиль вместить, не считаясь с нагрузкой на ось, которая должна быть в пределах 5-8 тонн. Но некоторые автомобили с прицепом упорно штурмуют затяжные подъёмы, таща на себе до 60 тонн груза. Это не только большегрузные американские «Френчи», которые от Нерюнгри до Якутска курсируют порядка 500 автомобилей. Особенно сильно разрезают грунтовую дорогу старые МАЗы и КрАЗы с прицепами. В 2011 году на «Лене» работала передвижная весовая установка для определения сверхнормативной нагрузки на ось. Больше внимания этой проблеме стали уделять сотрудники Госавтоинспекции и Ространснадзора. Большегрузы заставляли перегружаться на несколько машин, собирали средства за перегруз. За полгода количество штрафов за сверхнормативный перегруз выросло в три раза. В будущем году в Томмоте, на половине пути между Нерюнгри и Якутском, дорожники намерены установить стационарную весовую.
   Другая беда – движение технологических большегрузов по «Лене». Разумеется, для движения такого транспорта вдоль федеральной трассы должны быть технологические дороги. Они есть. Не план горит у всех, а строители железной дороги, трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» зачастую едут по ФАД «Лена». В этом году зафиксировано почти 270 несанкционированных съездов с ФАД «Лена» к карьерам и иным объектам строительства. Дорожники перекапывают их, но строители снова своими мощными бульдозерами восстанавливают их снова. Причём руководители этих организаций на словах поддерживают дорожников, большегрузам по «федералке» ездить нельзя, но на деле... Как окончательно разрешить эту ситуацию, в упрдоре думают и с опаской ждут, когда в будущем году параллельно нефтепроводу пойдёт газопровод.

Кадры решают всё

   По-прежнему крепкие кадры, высококвалифицированные специалисты на любом участке работ определяют успех любого дела. Идёт ли речь о специалистах управления или линейных подразделений.
   Из-за возросшего внимания к дороге и выполненных на ней объёмов работ нынешний лень работников дорожного хозяйства коллектив упрдора «Лена» встречает в приподнятом настроении. Хорошо трудятся все, но несколько фамилий особо отличившихся сотрудников заместитель директора упрдора «Лена» Н.П. Дудко выдел. Это начальник ОАО «ДЭП-128» А.П. Миненко, директор ООО «Реммпост» А.В. Коваленко, начальница участка «ДЭП-126» Г.С. Майорова, инженера-программиста П.В. Веденёва, ведущего специалиста дорожного хозяйства О.В. Круглову, главного бухгалтера Н.В. Шаранову, начальника отдела планирования и проведения торгов В.А. Свидерскую. Вклад этих людей в общий успех особенно весом.

Подготовил к печати Владимир Троицкий.

«Алданский рабочий» от 14 октября 2011.
© 2010-2016 Aldanweb 16+
Сайт управляется системой uCoz